История появления, Описание
Троицкая церковь в Филимонках – уникальный памятник русской архитектуры: она – один из немногих в нашей стране образцов европейской эклектики. И тому есть свое объяснение, выходящее за рамки эстетических пристрастий архитектора храма Жюльена Тибо.
Храм строился на деньги семейства князей Святополк-Четвертинских. Владения этого одного из самых знатных польских родов традиционно располагались на Волыни, но в 1794 году семейство из-за своей приверженности России вынуждено было бежать от инсургентов в Санкт-Петербург. К середине XIX века Святополк-Четвертинским были пожалованы село Филимонки и здешняя усадьба. Архитектурные поиски Тибо в направлении синтеза византийского и романского были близки вкусам этого польского семейства, а особенно его главе – Борису Антоновичу, прекрасно помнящему свое волынское детство.
Строительство церкви троицы усадьбы Филимонки было начато в 1855 году. Храм возводился достаточно долго. в 1862 году по неизвестным причинам его строительство остановили. К этому времени был закончен только нижний храм над фамильным склепом Святополк-Четвертинских, освященный в 1861 году. верхние ярусы были готовы лишь в кладке. Частично успели выполнить штукатурную отделку верхней церкви, установить шпиль колокольни, однако остальные крыши и венчания, вероятно, остались незавершенными.
Двухъярусный храм (в нижнем цокольном ярусе – придел Сергия Радонежского, в верхнем – троицкий) имеет в плане форму латинского креста. Центральный объем – в плане квадрат со скругленными углами – образован четырьмя подпружными арками, несущими световой барабан. Боковые рукава нартекса и алтарный объем (ветви крестообразного плана) имели самостоятельные вальмовые крыши. Открытая галерея, в которую ведут два крыльца боковых фасадов, соединяет центральный объем с высокой семиярусной колокольней. Пропорции сооружения заметно тяготеют к вертикали – отсюда ощущение его внушительной высоты.
В 1888 году в имении по замыслу новой владелицы – княжны Веры Борисовны святополк-Четвертинской – учредили женскую общину в память чудесного избавления царской семьи при крушении поезда на Азовско-Харьковской железной дороге в октябре того же года. Община была названа владимирской: «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…».
Усадебная троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуеве, получила новое значение соборного храма обители. В течение 1888 года церковь была достроена. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена также незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов она включает орнаментальные элементы в технике гризайль. к руководству данными работами Ж.Ф. Тибо отношения не имел. Они могли быть выполнены под наблюдением или по проектам архитекторов А.П. Попова или П.К. Козиха, которых иногда ошибочно называют авторами храма. В любом случае произошедшие тогда с памятником изменения можно охарактеризовать как упрощение его архитектуры, значительное искажение первоначального авторского замысла.
29 июля 1901 года община получила статус общежительного монастыря с сохранением названия «князе-владимирский». В начале ХХ столетия в обители проходят крупные строительные работы: возводятся новые жилые постройки, Успенская церковь, каменные братский и просфорный корпуса, монастырская гостиница, ограда. К 1917 году монастырь представлял собой сложившийся ансамбль разновременных построек, объединенных вокруг двух храмов, стоящих на берегу реки Ликовы и огороженных кирпичной оградой.
Через два года после прихода к власти большевиков по решению уездного исполкома все монастыри Подольского уезда были закрыты. Троицкую церковь закрыли первой – вероятно, еще в 1920-е годы. Успенская функционировала как приходская до 1934-го. троицкую церковь в 1930-е начали разбирать, однако, хотя все ее внутреннее убранство погибло, снос самого здания был остановлен. Соседнюю Успенскую церковь перестроили для размещения интерната для инвалидов. Вскоре вся бывшая территория монастыря отошла в ведение этого учреждения. В 1950–1980-е годы ее застроили новыми корпусами, полуразрушенный остов троицкой церкви при этом использовался под склады и морг, а колокольня служила водонапорной башней.
Реставрация
В 2002 году храм передается местной религиозной организации. Тогда же на пожертвования троицкая церковь была частично отремонтирована, но основные несущие конструкции и фасады так и остались в разрушенном состоянии. В 2010 году началась уже глобальная научная реставрация храма.
Троицкая церковь до прихода сюда реставраторов представляла собой полуразрушенный остов. они воссоздали стропильные конструкции и обрешетку кровли, купол и крест на барабане, главку, полы из песчаника в интерьерах церкви, белокаменные ступени южного и северного входа, столярные заполнения. Воссозданы также кирпичные стены приделов, восстановлена вертикальная гидроизоляция, произведен полный цикл ремонтно-реставрационных работ на колокольне. В 2013–2014 годах были выполнены реставрация (включая докомпановку и инъектирования) кирпичной кладки стен в нижнем храме, воссоздание штукатурки по всему фасаду и интерьеру церкви.
В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
Материал с портала «Узнай Москву»