Церковь Спаса Преображения в Воткинске

Значительный рост числа населения Воткинского города-завода, повышение материального благосостояния его граждан и самое главное, укрепление среди них начал православия обусловили в совокупности необходимость возведения четвертого по счету кладбищенского храма. Он стал самым крупным уже круглогодично действующим, то есть отапливаемым.
Новая Спасо-Преображенская церковь возводилась целиком на пожертвования воткинских рабочих под тщательным наблюдением особого строительного комитета из рабочих и чиновников. Председателем комитета являлся священник Благовещенского собора Картерий Николаевич Катаев. Это родственник известного советского писателя В.П. Катаева. Он окончил духовную семинарию в 1803 году, служил в Ижевске, а с 1888 года в Воткинске. Заслуги отца Картерия в возведении четвертого храма очень значительны. В строительный комитет кроме него входили священник Иоанн Левицкий, горный инженер Москвин, а также представители от купечества и мастеровых.
Торжественная закладка здания состоялась 6 августа 1897 года еще без утвержденного владыками проекта. 13 октября 1897 года благочинный Благовещенского собора протоиерей Михаил Утробин обратился к епископу Сара-пульскому Никодиму с просьбой благословить «план на постройку кладбищенской церкви вместо старой, разломанной за непрочностью». Проект был заново разработан вятским губернским архитектором И.А. Чарушиным. Он, судя по всему, взял за основу утвержденный еще 9 сентября 1895 года проект перестройки третьей Преображенской церкви.
Несмотря на свою занятость строительными делами по всей Вятской губернии, И.А. Чарушин несколько раз приезжал в Воткинск: в 1895 году, 1897 году, дважды в 1898 году, а затем еще в 1899 году. Он приезжал из Вятки в основном в Ижевск, в связи с возведением там тогда же грандиозного и великолепного Михайловского собора. Но не забывал архитектор и воткинское храмовое строительство, дотошно вникая во все стадии процесса. Например, в акте осмотра от 17 декабря 1899 года зодчий указал на пять отступлений воткинцев от предписанного плана, но счел все же, что погрешности эти сделаны «не в ущерб красоте».
При возведении четвертого храма часть материалов была использована строителями от предшествовавшего церковного здания. Но «камень для пола и лестниц» выписывался строительным комитетом в 1897 году из Кунгура, с доставкой на пароходах.
Кладка велась лучшими мастерами из красного кирпича по типу «польской верстовой готической кладки с расшивкой швов», Храм до сего времени является эталоном высокого качества строительных работ.
Освящение новой Спасо-Преображенской церкви состоялось 10 сентября 1300 года. Интересно, что прихожане и клирики иногда называли ее не новой, а «старой» только лишь перестроенной Преображенской церковью. Однако все же в архитектурном отношении это абсолютно разные объекты. Четвертый храм стал обладать более высокими архитектурно-художественными достоинствами, чем все предыдущие.
В 1991-1996 годах по северной и северо-западной сторонам церковной ограды по проекту воткинца Н.Л. Звирздыня было возведено монументальное двухэтажное здание с подклетом. В нем разместились обширная крестильная церковь, воскресная школа, трапезная, административные и хозяйственные службы. Красно-кирпичное сооружение это в основном гармонирует с памятником архитектуры, хотя главное завершение здания по своему силуэту не вполне выдержано в общем духе архитектурного ансамбля.
Существующий храм представляет собой достаточно оригинальное произведение зодчества — лучший в Воткинске памятник русско-византийского стиля.
В плане это здание представляет из себя вытянутый крест размерами 41×19 м. Ориентация его в пространстве выполнена в развитие позиции, заложенной предшествовавшим храмом — строго с запада на восток, почти параллельно выстроенному ниже Благовещенскому собору.
Оригинально объемно-планировочное решение кладбищенской церкви. Прежде всего, сказался значительный перепад высот на склоне кладбищенского холма. Соответственно архитектор вынужден был использовать введение очень высокого крыльца и подклета храма.
Анализируемый архитектурный памятник относится к первой объемно-планировочной группе храмов И.А. Чарушина. Этот выдающийся мастер зодчества создал около ста храмов. Они объединяются в пять групп, но никогда не повторяются внутри их. Выделенная нами группа условно называется «купольные» храмы. Она служит как бы переходной группой от храмов византийского или русско-византийского стиля к храмам русского стиля.
К данной группе относятся также храмы в Сям-Можге и Июльском. Барабан храмов первой группы выполнен в виде цилиндра или восьмерика и перекрыт широким полусферическим куполом, более характерным для храмов классицизма и византийского стиля.
Проектировавшаяся одновременно, но построенная позже Покровская церковь в с.Июльском при общем объемно-планировочном сходстве имеет существенное отличие от Спасо-Преображенской церкви. В Июльском барабан чуть шире купола, а в Воткинске наоборот. Обшивка купола здесь как бы «натекает» на барабан с красиво прорисованными арочными окнами. Этот выразительный прием нигде более не использовался И.А. Чарушиным.
Колокольни храмов этой группы всегда проектировались им с шатровыми завершениями, с рядами ложных слухов на их гранях. Шатер контрастирует с полусферическим куполом. Но он увенчан, как и колокольня, луковичной главкой, что смягчает контраст. В такой гармонии и противоборстве архитектурных форм скрыто главное очарование воткинской церкви, одного из маленьких шедевров И.А. Чарушина.
Заметим, что по сути своей деятельности в Вятской епархии он был больше чем архитектор, а еще и своего рода миссионер. И.А. Чарушин не только создавал проект, но и придирчиво избирал место для храма, строго контролировал качество материалов и ход строительных работ, участвовал в проектировании декоративных работ по интерьерам, занимался иконостасами. Храм в соответствии с духом соборности, определявшим российское православие, становился гармоничным ансамблем различных видов искусства.
Высокую художественную ценность имеет трехъярусный резной иконостас. Его членения отличает упругая мощь очертаний арок. Их пластика напоминает об убранстве храмов стиля барокко. Возможно, что в основе такого решения чертеж самого И.А. Чарушина. Он нередко сам проектировал иконостасы для своих храмов. Живопись, заполняющая иконостас, добротна и академична. Больших потерь, судя по всему, в советские годы иконостас не испытал. Но драгоценные оклады и священные сосуды из Спасо-Преображенской церкви были изъяты весной 1922 года, как и из почти всех других храмов Удмуртии и Прикамья.
В 1952-1953 годах были выполнены настенные росписи храма. Несмотря на свою определенную грубоватость, они придали должную цельность всему ансамблю интерьера церкви.
Среди святынь храма — икона «Георгий Победоносец». По преданию, рассказывавшемуся воткинцами, именно с этой иконой совершалась в 1759 году закладка Воткинского завода. Она перешла в Спасо-Преображенский храм, очевидно, после закрытия Благовещенского собора в 1929 году.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?