Церковь Спаса Преображения в Любече

Каменная однокупольная церковь стоит в центре Любеча. Западным фасадом выходит на центральную Красную, бывшую Базарную, площадь. Продольная ось храма перпендикулярна оси главной улицы городка. Здание является архитектурной доминантой в застройке исторического центра города.
Храм построен на средства графа Григория Павловича Милорадовича как семейная усыпальница. Заложен в 1811 году, освящен в 1817 году. По типу является купольной ротондой с прилегающими по сторонам четырьмя портиками упрощенного тосканского ордера. В 1850-х годах западный портик разобрали, пристроив вместо удлиненное западное плечо с колокольней и новым четырехколонным портиком главного входа. В советское время церковь стояла закрытой, потеряла колокольню и потерпела другие разрушения. В 1980-1982 годах проведены консервационные работы, а в 1997 году завершена реставрация. В некоторых литературных источниках и в государственных списках памятников это сооружение фигурирует под ошибочным наименованием как Воскресенская церковь.
Здание поднято на высокий цоколь. Все портики — Четырехколонные. Восточный портик — это две трехчетвертные колонны в антах. Колонны без ентазиса. Все портики увенчанные треугольными фронтонами. Стены рустованные на всю высоту, прорезаны большими прямоугольными окнами без декора. Стены завершает гладкий фриз и карниз на дентикулах. Массивная сферическая баня опирается на низенький глухой цилиндрический подбанник.
Центральное помещение храма — ротонда с кольцевым обходом, перекрыта куполом. Баня двойная. Внутренняя баня, каменная из кирпича, опирается на кольцевой полный антаблемент римо-дорического ордера. Его несут 16 колонн этого ордера, а также четыре пилона, размещенные на диагональных осях. У двух восточных пилонов прилегающих дьяконник и жертвенник, в двух западных пилонах – лестницы на хоры. Описаная структура формирует центральное ротондальное пространство, вокруг которого устроен кольцевой обход. Этот обход плоским перекрытием по деревянным балкам разделен на два яруса, на верхнем, устроены низкие хоры. В интерьере ротонды царит полумрак, поскольку баня не имеет дневного освещения и свет приникает через окна в наружных стенах и через интерколумнии подкупольной колоннады.
Декор западной пристройки 1850-х годов несколько отличается от декора первоначальных частей храма: стены расчленены пилястрами, над окнами – плоские арочные ниши, окаймленные широкими архивольтами.
Памятник архитектуры национального значения.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?