О зодчем, строителе Нередицы, письменные источники умалчивают. Лишь с учетом строительной ситуации, сложившейся в Новгороде к концу XII века, можно высказать некоторые предположения по этому вопросу. Большое каменное строительство в последние два десятилетия XII века вели новгородские владыки, в распоряжении которых находилась, надо полагать, постоянная группа мастеров. В 1196 году владычные мастера завершают возведение церкви Воскресения. Одновременно по заказу жителей Лубяной улицы мастер Коров Яковлич строит церковь Кирилла. О других постройках этого зодчего каких-либо сведений не имеется. Но в 1198 году, когда строится Нередица, артель владычных мастеров работает в Руссе, есть поэтому вполне определенные основания предполагать, что княжеский заказ т.е. строительство Нередицы выполняет Коров Яковлич и возглавляемые им каменщики.
В истории Спасо-Нередицкого монастыря нет особенно ярких страниц. У Нередицкого холма проходила в древности дорога на Москву, но придорожное положение не приносило монастырю больших выгод. Во второй половине XVII века монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а после 1764 года его упразднили, обратив Спасскую церковь в приходскую. Ко второй половине XIX века от Нередицкого монастыря остался лишь Спасо-Преображенский храм с каменной пристройкой 1795 года с западной стороны и поздняя шатровая колокольня. Первоначальный облик храма был искажен прежде всего надкладкой верхних частей стен, устройством четырехскатной кровли и луковичной формы главы вместо шлемовидной, растеской окон, настилкой нового плитяного пола на песчаной подсыпке и древнем строительном щебне. И все же сохранность Нередицкого храма сравнительно с другими каменными постройками Новгорода конца XII — начала XIII вв. надо признать благополучной. Посетившие Новгород в 1878 году великие князья даже предприняли археологические раскопки, расчистив каменный саркофаг у северной стены церкви. Свод исторических сведений о храме, описание его архитектуры и живописи содержится в монументальном труде архимандрита Макария «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях».
Постепенно вызревал вопрос о реставрации храма. Еще в 1892 году «о солидном ремонте» здания началась переписка между Новгородской духовной консисторией и Императорской Археологической Комиссией. В 1898 году архитектурно-археологическое обследование храма предпринял В.В.Суслов. Исходя из полученных результатов была составлена смета на будущие реставрационные работы и подготовлены проектные чертежи. Из средств Новгородского архиерейского дома было ассигновано 11000 рублей и в 1903-1904 годах необходимые работы были проведены под руководством П.П.Покрышкина, опытного реставратора и тонкого знатока древнерусского зодчества. Нередица преобразилась. П.П.Покрышкин видел суть реставрации прежде всего в оказании помощи несущим конструкциям здания, в раскрытии его первоначальных форм и сохранении более поздних в тех случаях, когда для воссоздания древней формы не сохранялось достаточных документальных и натурных данных. Исходя из такой установки, реставратор снаружи переоблицевал фундамент «булыгами на цементном растворе, обновил обветшавшие части стен и барабана, восстановил древние проемы и, что особенно важно для внешнего облика храма, заменил позднюю 4-х скатную кровлю на первоначальное посводное покрытие. Была разобрана западная пристройка конца XVIII века. Нельзя сказать, что проделанная Покрышкиным работа была лишена недочетов. Видимо, из-за недостатка средств остались нетронутыми поздние напластования вокруг храма, ошибочным решением была обмазка стен цементом, неблагоприятно сказавшаяся на кладке и фресках, при сносе западной пристройки остались незамеченными остатки первоначального притвора, примыкавшего к центральной части западного фасада, они были выявлены во время работ в 1986 году. В целом реставрация Нередицы была важным событием не только в истории храма, но и существенной вехой в истории отечественной реставрации. Вникая в технические особенности древней постройки, Покрышкин вместе с ними сумел уловить и образный строй памятника.
Итак, в 1904 году Нередица «явила подлинный свой лик». Новый облик памятника существенно повлиял на выработку суждений о новгородском зодчестве , своеобразии его стиля. Строители храма запечатлели в камне особый тип церковной красоты, в котором оказались сплавлены импульсы идущие от византийской и южнорусской архитектуры и черты свойственные только новгородскому зодчеству. В Нередице нет нарочитости, нет показной красоты. Мужественный образ храма несет в себе черты простодушия его создателей. Красота Нередицы достигается чисто архитектурными приемами — линией, плоскостью, объемом, ритмикой их сочетания. Так счастливо для храма начавшийся XX век таил в себе грозные испытания. В 1915 году, несмотря на протесты общественности, вблизи Нередицы началось строительство железной дороги Петроград — Орел. Насыпь закрыла вид на храм со стороны города, перекрыла речку Спасовку, что привело к заболачиванию местности. Памятнику был нанесен серьезный моральный ущерб.
Самые тяжелые испытания ожидали Нередицу осенью 1941 года. Огнем фашистской артиллерии из города и из района Юрьева монастыря зданию и его фрескам был нанесен непоправимый урон. Храм был превращен в руину. «Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства» — писала архитектор-реставратор Л.М.Шуляк, приступившая в 1946 году к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков здания. Еще раньше в 1944 году ленинградские студенты, руководимые М.К.Каргером, начали расчистку южной апсиды. Обмер руин показал, что древние стены сохранились на 40-45%.12 Проект восстановления храма был разработан С.Н.Давыдовым на основе натурных данных и реставрационных чертежей П.П. Покрышкина. Руководил восстановительными работами и сопутствующими им исследованиями памятника Г.М. Штендер. Возрождение Нередицы свершилось в 1958 году. Ныне пережитая храмом трагедия остро переживается лишь в интерьере, где пустая обмазка стен сразу возбуждает горькое чувство утраты. От росписи на стенах сохранилось около 15% фресок. Но продолжают работать реставраторы живописи. Внутри и снаружи храма собраны многие десятки тысяч фрагментов штукатурки с росписью. Этот огромный, казалось бы навсегда утративший какую-либо связность материал, пытается реанимировать коллектив специалистов во главе с Т.А.Ромашкевич.
Конечно, восставшая из руин церковь, это лишь прекрасно исполненная модель древнего здания. Но ее появление было продиктовано необходимостью, храм занимает ключевую позицию в новгородском природном и архитектурном ландшафте. Уже давно храм вошел определяющей составной частью в понятие «новгородское зодчество», стал одним из символов города и его исчезновение существенно обеднило бы исторический и современный облик Новгорода. Реставрация Нередицы выполнена не просто точно, но с той покоряющей убедительностью, которая свойственна подлинным, хорошо сохранившимся древним зданиям.