Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уфе

Уцелевшая часть некогда развитого ансамбля Спасской церкви расположена с отступом от красной линии за глухим металлическим забором. Улица Новомостовая, примыкающая в этом месте к улице Октябрьской Революции, у самого перекрестка живописно изгибается, устремляясь на подъем, и как бы замирает перед статичным шестиколонным портиком главного фасада. На этом месте на Большой Казанской улице в 1773 году была построена деревянная церковь Благовещения Божией Матери. Но после пугачевской смуты во время перенесения из Елабуги в Уфу чудотворного образа Спаса Нерукотворного неподалеку от Благовещенской церкви икона неожиданно остановилась. Несшие ее люди не могли двинуться с места, пока не было дано обещание построить на этом месте церковь. Спасская холодная церковь, как парная к теплой Благовещенской, была построена по обету в 1779 году. Крупный пожар 1 июля 1821 года уничтожил обе эти церкви. А 30 мая 1824 года старанием прихожан и священника Иоанна Григорьевича Несмелова был заложен новый каменный храм. За недостаточностью средств строительство велось более двух десятилетий. В 1829 году освятили придел в честь святителя Николая, 1 сентября 1844 года – главный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, а еще через год – придел в честь Рождества Христова, в память сгоревшего в 1816 году Рождественского монастыря, что был ниже по Казанской улице.
По мысли И.Несмелова, церковь строилась «по образу» знаменитого Казанского Собора Санкт-Петербурга. В действительности же от оригинала были заимствованы лишь самые общие принципы композиции: центрально расположенный купольный храм и две симметрично отходящие от него колоннады, представляющие в плане четверть окружности. Концы колоннад, выходящие к улице, завершились двумя одинаковыми колокольнями. В первом ярусе одной из колоколен находилась часовня, другой – помещение для сторожей. К особенностям расположения здания следует отнести нарушение традиционной для христианских построек ориентации. Стремление раскрыть парадное пространство ансамбля к улице вынудило строителей обратить алтарную часть на север, а не на восток. Сейчас черты первоначального облика сохраняет лишь шестиколонный портик, оформляющий главный вход. Не будучи самой главной в Уфе, но располагаясь вблизи ее географического центра, несколько десятилетий Спасская церковь имела территориально самый большой в городе приход – почти весь городской центр до западной окраины. В церкви имелись стенные росписи. В 1850-е годы был устроен новый иконостас; всего же иконостасов было три. Часть икон написана в Троице-Сергиевой Лавре под руководством Малышевского. В 1885 году иконостас вновь заменили. Роспись стен и сводов передней части храма осуществлена в 1892 году. Семь колоколов отлиты в Вятской губернии братьями Бакулевыми. В 1898 году церковь ремонтировалась. Среди лиц, сделавших пожертвования на этот ремонт упоминается Ф.Г.Чижов, Г.А.Деев, В.И.Видинееев, Н.К.Блохин, А.А.Скрипов и другие. В 1907 году в храме появилось электрическое освещение. Из церковных старост документы сохранили имя купца Любимова, исполнявшего эти обязанности 9 лет. Постановлением Президиума ЦИК БАССР от 29 декабря 1929 года Спасская церковь была закрыта. Вскоре были уничтожены двойная колоннада и обе колокольни, разрушен храмовый барабан с 12-ю арочными окнами и куполом, стенные росписи были закрашены и забелены, в церкви устроено общежитие. Приблизительно в 1944 году в овраг сползла полукруглая алтарная апсида.
На 40 лет церковь была приспособлена под мастерские кинопроката. Но и в 1990-е годы жизнь Спасской церкви ничем не отличается от ее жизни в 1950-х или 70-х годах. В здании храма обосновался кооператив по изготовлению окон и дверей. В мастерской были установлены деревообрабатывающие станки, пилорамы, сильная вибрация от них увеличивала и без того шаткое стояние храма на краю оврага, по стенам метровой толщины пошли трещины, которые имеют тенденцию расти. В 1995-2002 годах в тесных помещениях 2-го этажа обитала епархиальная иконописная мастерская. Девушки – иконописцы очистили от побелки и покраски три участка фресок на большой площади. Состояние живописи, открывшейся через 65 лет, удивительное! Высокая техника росписи и характерные приемы позволяют отнести их к академическому направлению. В настоящее время от этого яркого памятника эпохи классицизма сохранились лишь трапезная и четверик храма, причем, внутренняя планировка этих помещений сильно изменена. Сделаны дополнительные межэтажные перекрытия, устроены многочисленные перегородки. Разобраны три изразцовые печи. 24 октября 2004 года в Спасском храме состоялось первое богослужение после 75-летнего перерыва. В настоящее время службы совершаются в трапезной части храма регулярно по воскресным и праздничным дням. Разработан проект восстановление храма, началось строительство левой колоннады и колокольни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?