Небольшая каменная теплая церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Егорьевское Лысковсокго района Нижегородской области. Об этом храме не известно практически ничего, кроме того, в честь чего он освящен и принадлежности к Лысковской епархии. Что ж, попробуем сами разобраться, что за церковь стоит перед нами.
Это небольшой, по типу кладбищенских церквей, храм. Представляет собой бесстолпный четверик, крытый стропильным шатром, с пристроенными боковыми приделами, алтарной апсидой и притвором, что формирует в плане симметричную крестообразную каноничную композицию. Колокольни или звонницы нет, что так же указывает на сходство Спасской церкви с кладбищенскими храмами. Шатер венчает массивный глухой срубовой барабан с луковичной главкой, зашитый железом.
Эклектичная архитектура церкви в Егорьевском являет собой яркий пример ретроспективизма, в формах которого хорошо читаются мотивы древнерусской архитектуры. Это весьма распространенное сочетание форм для каменных церквей второй половины XIX века. По особенностям и деталям фасадов я могу предположить, что церковь выстроена в период с 1860 по 1890-е года. В открытых источниках фигурирует дата 1782, что, конечно же, является либо ошибкой, либо датой основания Спасской церкви, на месте которой во второй половине XIX века было построено каменное здание в псевдорусском стиле, которое мы можем видеть сегодня. Либо же это просто растиражированная опечатка даты «1882», что вполне похоже на реальную дату постройки этого храма. Более того, буквально в 10 километрах в соседнем селе Островское на кладбище построена Рождественская церковь, композиционно и стилево очень схожая с егорьевской: точно такой же крестовый четверик с симметричными приделами по бокам и апсидой с притвором, так же пятиглавая и в псевдорусских формах. Дата ее постройки известна — это 1863 год. Вполне возможно, что обе церкви были построены либо одним заказчиком, либо по проекту одного архитектора, и скорее всего, с небольшой разницей по времени.
В боковых приделах и алтарной апсиде располагались печи, что говорит о круглогодичных службах в храмах. Располагались ли в боковых приделах дополнительные престолы — доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что боковые объемы использовались только для увеличения места для прихожан, а не для проведения служб.
Внутри церкви сохранилась академичная масляная живопись на стенах и сводах с изображениями новозаветных сцен, а так же традиционных изображений евангелистов. Интересно, что Метфей изображен в человеческом облике, а расположенный в соседнем своде Лука — в дониконовском обличии быка. В алтарной части традиционно изображена Тайная Вечеря. Так же сохранились фрагменты иконостаса со сложной глухой резьбой. В самом селе до сих пор можно увидеть дома, фасады которых украшены плоской резьбой (рекомендую ознакомиться об этом промысле — Нижегородской глухой домовой резьбы), вероятно, в селе находилась резная артель.