Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рыбницах

Когда-то земли, где сейчас находится село Рыбницы и окрестные деревни, принадлежали Ксении Ивановне Шестовой, матери первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича Романова. В 1631 году Шестова дарит эти земли московскому Новоспасскому монастырю, в связи с чем Рыбницы впервые упоминаются в письменном источнике. В начале ХVIII века в Рыбницах была обретена икона Всемилостивого Спаса, в результате этого события в селе на живописном берегу р. Волги будет построена Спасская церковь. Во второй половине ХVIII века село принадлежало известному екатерининскому вельможе генерал-поручику К.Е. Сиверсу. До середины ХVIII века местные жители ходили в храм села Бор-Голышкин, что находился в трех верстах от Рыбниц. К тому же весенние разливы Волги причиняли жителям много неудобств. В Ярославскую духовную консисторию было направлено прошение от всех жителей села с просьбой о возведении в Рыбницах храма во имя Всемилостивого Спаса. Разрешение Святейшего Синода на строительство храма в с. Рыбницы последовало 10 августа 1722 года. После чего была приглашена артель плотников, и работа закипела. Храм освятили лишь в 1759 году.
На том же месте на средства местного крестьянина Кирилла Михайловича Кускова с 1789 года по 1792 год строится каменный храм с приходом из четырех деревень Уткино, Свечкино, Тюмба и Овсяники. Рядом с храмом взметнулась ввысь четырехъярусная колокольня в классическом стиле. Престолов в церкви три: главный — во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, в приделах на южной стороне — во имя Святителя и Чудотворца Николая, на северной — во имя Кирилла Новоезерского. Местные мастера-лепщики, украшавшие столичные храмы, не позабыли и о только-что возведенной Рыбницкой церкви, украсив ее всевозможной изысканной лепниной. А капители колонн первого яруса, выполненные с применением коринфского ордера, стали подлинным украшением этого величественного сооружения. С 1890 года церковным старостой был родной брат скульптора А.М. Опекушина Константин Михайлович. В 1896 году по его инициативе на паперти был сооружен киот с двумя иконами. На одной из икон были изображены Святитель и Чудотворец Николай, царица Александра и Мария Магдалина, на другой — мученики Исидор и Максим с благословляющим их свыше Господом. 16 августа 1896 года, в день храмового праздника, эти иконы были освящены и перед ними была возжена неугасимая лампада.
В связи с увеличением числа прихожан церкви потребовалось расширение. Староста пригласил губернского архитектора В.И. Шишкина, который предложил соединить летний и зимний храмы в один. Смета на постройку составила 5000 рублей, половину из которых покрыл сам староста К.М. Опекушин. 16 августа 1897 года обновленный храм был уже освящен. В этой церкви крестили тогда еще юного Александра Михайловича Опекушина. И здесь же в 1923 году его отпевали. Великий скульптор был погребен на месте семейного захоронения, на церковном погосте. Долгие годы могила оставалась заброшенной и только лишь в 1972 году на ней появилось скромное гранитное надгробие с лаконичной надписью: «Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович». Надгробие было выполнено по проекту архитектора Б.В. Бухты гранитчиком из Ярославской художественной мастерской Алексеем Фотиным. За надгробием Александра Михайловича находится могила его отца Михаила Евдокимовича с остатками кирпичной кладки, на которой стоял бронзовый бюст, с любовью выполненный его сыном. В настоящее время бюст находится в Ярославском художественном музее. Сам церковный староста Константин Михайлович похоронен здесь же.
Церковь была закрыта в 1961 году. Спустя годы от былой красоты и величественности храма не осталось и следа. Церковь возвращена верующим в 1993 году, медленно реставрируется.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?