Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Поломе

Кирпичный объем церкви одиноко высится на берегу старицы реки Вятки. Стены, некогда покрытые известковой обмазкой и побеленные, сильно выветрились. Относится к числу наиболее ранних каменных храмов в районе.
До настоящего времени памятник дошел в руинированном состоянии. Сохранились только стены четверика до уровня карниза нижнего света, объем теплого храма, включающий южную палатку, и до половины разобранный нижний ярус колокольни без одного устоя. Какое-либо эстетически положительное ощущение от восприятия церковного интерьера отсутствует. Внешний вид бывшего храма оставляет удручающее впечатление крайней запущенности. Внешние габариты здания в плане: длина — 44,0 м, ширина по трапезной — 28,0 м.
Храмозданная грамота на построение каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного с теплым приделом Ильи Пророка получена в марте 1751 года. Через восемь лет Ильинский придел был освящен. Общестроительные работы по возведению холодного храма продолжались до 1767 года, а в 1770 году освятили и его. Следующим этапом в развитии композиции церкви стало сооружение колокольни и тогда же, на рубеже XVIII-XIX веков, надо полагать, произошла замена завершения четверика. Есть сведения о работах в трапезной, отмеченные между 1848 и 1873 годами, которые носили декоративный характер и не коснулись фасадов. Наиболее серьезные изменения внешнего облика церкви произошли во втором десятилетии XX века. Объем здания был композиционно уравновешен сооружением северного придела и увеличен по высоте надстройкой яруса верхнего освещения над трапезной, боковые фасады колокольни были обстроены палатками.
Первоначальный объем Спасской церкви являлся одним из примеров вятских храмов переходного типа, получившего распространение в 30-60-е годы XVIII века. Плоскостной характер фасадного декора составляли каннелированные, спаренные на углах пилястры, наличники в виде уступчатых «ушастых» рамок с сандриками-полочками и профилированного, сильно выступающего междуярусного карниза на кронштейнах, переходящего затем на обрезы стен алтарной апсиды и трапезной и раскрепованного в местах примыкания пилястр. Пилястры опирались на постаменты с вертикальной ширинкой посередине и высоким карнизом. Полуярус в завершении стен четверика был отделен от нижней части фасада рельефным пояском с кронштейнами. В местах примыкания центральных пилястр поясок выгибался в форме дуги, подчеркивая центральную ось фасада. По сторонам дуги располагались ложные закомары. Прием декоративной дуги, врезанной в аттиковый ярус здания, явился своего рода предтечей крупного циркульного полуглавия, появившегося чуть позднее на памятниках «вятского барокко» и игравшего определенную роль в формировании объема кровли четверика. Имевшееся прежде деревянное завершение в форме «курмы», обычное для церквей этого периода постройки, со временем было заменено на изящную кровлю с переломом, ложными люкарнами на осевых скатах, декоративным восьмериком и маленькой главкой.
Колокольня Спасской церкви, построенная в последние годы XVIII века, представляла собой массивный четырехъярусный объем, завершенный изящной гуськовой кровлей, устроенной по примеру храмовой. Венчал ее шпиль, установленный на декоративном восьмеричке. Стиль колокольни отвечал архитектурному почерку, характерному для построек Ф. М. Рослякова. Привязка колокольни со сдвигом от продольной оси храма в южном направлении соответствовала первоначальной двух-придельной планировочной композиции церкви и, располагаясь по центру ее западного фасада, со-здавапаживописную картину «диагонального» зрительного восприятия объекта в целом.
Столп колокольни, имевший почти квадратное основание высотой в два яруса, продолжался далее двумя восьмериками звона. Характер обработки граней состоял в разделке их поверхностей на вытянутые прямоугольные ниши, подчеркивавшие вертикальность сооружения. Более широкие из них служили «ложем» для врезки проемов с замками; те, что поуже, являлись простым декором, вносили разнообразие в отделку стен второго яруса. Верхний ярус звона имел укороченные проемы, которые опирались на полуярус, состоявший из ряда спаренных квадратных ширинок. Более насыщенным рельефом выделялась отделка нижнего яруса. Здесь между широкими двойными лопатками помещались с трех сторон высокие арки порталов с вогнутыми краями. Свободное пространство стен заполнял мелкий руст, имевший в области арок наклон, поддерживавший заданную замковую конфигурацию.
В описании пятиярусного иконостаса холодного храма, приведенном в метрике Спасской церкви, отмечалось: «деревянный, с резьбой, которая вызолочена. Поле, на котором помещена резьба, покрыто светло-розовою краской с синими цветками, царские врата из двух створок, резные, золоченые».
В 1913 году с отношением духовной консистории в Императорскую археологическую комиссию был направлен проект расширения Спасской церкви, выполненный М. А. Бухгольцем. Реконструкция была вызвана ростом населения в приходе. Предполагалось пристроить к трапезной новый северный придел, симметричный южному, и устроить вновь несколько подсобных помещений: усыпальницу, палатки для сторожа и канцелярии, кладовую. В прошении указывалось, что в частях здания, предназначавшихся к разборке, старинной настенной живописи не имеется. В результате полемики при обсуждении проекта члены комиссии пришли к выводу о возможности его реализации при условии выполнения нового придела «с перенесением на него форм» и декора существующего храма. Разрешено было также произвести разборку внутренних капитальных стен с устройством широких подпружных арок пролетом 13,2 м, что значительно увеличивало площадь помещения церкви. Рекомендовано было также палатку-усыпальницу построить отдельным объемом вне связи с церковью.
Раскрытие просторного интерьера реконструированной теплой церкви было достигнуто за счет реализации проектных предложений по ее расширению и разборки первоначальных палаток с притвором. Западная стена четверика имела три проема с арочным завершением, два из которых в настоящее время заложены. Заложенным оказалось и западное окно северного фасада четверика; к нему примыкает стена алтарной апсиды. Алтарь южного придела теплого храма соединяется узким проходом с помещением собственно церкви. Первоначальная храмовая часть имеет многочисленные стенные ниши, придающие интерьеру своеобразный исторический колорит. Центральное помещение трапезной освещается шестнадцатью полукруглыми окнами фонарной надстройки, распалубки которых глубоко врезаны в цилиндрический свод с опущенной пятой. Свод над южным приделом был переложен по примеру северного, и теперь они представляют одинаковый коробовый тип с лотками над алтарными частями оконными и арочными распалубками.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?