Приход открыт в 1687 году с построением первой деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя по храмозданной грамоте данной Преосвященным Ионою. Основателем храма стал Кукарский Покровский монастырь. Все первые деревянные церкви с. Атары до начала XIX века строились на низменном берегу р. Вятки, а весь приход был на противоположном берегу.
В 1731 году вследствие ветхости церкви по просьбе священников разрешено построить новую деревянную, которую освятили в 1734 году. По просьбе прихожан Епископ Казанский, Преосвященный Лука, 28 марта 1740 года дал благословение на постройку второй, отдельной, теплой церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы.
За 1775 год в селе упоминается 2 деревянные церкви и 188 дворов в приходе. К 1793 году Введенская церковь пришла в ветхость, и прихожане просили Преосвященного Лаврентия разрешение на построение Введенского придела при Спасской церкви. 1 сентября 1793 года было дано благословение на построение придела, который был освящен 27 сентября того же года.
7 марта 1800 года была дана храмозданная грамота преосвященным Амвросием на построение в с. Атарах вместо деревянной Спасской церкви каменного храма, который был построен в 1809 году на горе «тщанием прихожан при помощи прикладной церковной суммы и при пособии добровольных пожертвований сторонних лиц».
Вместе с ним на гору «поднялось» и село по причине затопляемости берега. Иконостас в холодной церкви благоустроен намного позднее. Указом духовной консистории от 9 июня 1819 года прежнюю деревянную церковь разрешено было разобрать, но еще в 1833 году она стояла в развалинах, в ней играли дети.
Из описания церкви за 1919 год: «Церковь каменная, покрыта железом, разделена на тёплую и холодную, одноэтажная, трёхпрестольная, с колокольней в одной связи». При ней был подземный ход. Престолы: в честь Нерукотворного образа Спасителя, в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и в честь святого князя Владимира. Стенная живопись была выполнена лишь в 1894 и 1900 годах; на звоннице имелось 8 медных колоколов, из них самый большой, воскресный, весил 32 пуда, 11 ф. Утвари было достаточно. Церковно-приходской школы не имелось, в д. Толстик была часовня. Престольный праздник — Троица, отмечалась очень весело, с гармонью, танцами и драками. В начале XX века Епископ Вятский и Слободской посетил село только в 1904 году.
Особые достопримечательности: позолоченный животворящий крест столярной работы; серебряный вызолоченный крест с финифтяным распятием; серебряная позолоченная дарохранительница; 18 висячих медных посеребряных лампад на цепях; Евангелие напрестольное в листах, в серебряном окладе 84 пробы, позолоченное, с изображением на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов и с изображением Благовещения на нижней доске; Евангелие напрестольное в листах, верхняя доска и корешок в серебряном окладе 84 пробы, нижняя доска в бархате с 5 серебряными клеймами; вся богослужебная утварь из серебра вызолоченная.
В 1910 году приход состоял из 39 селений с русским населением — 5176 человек. Приход был бедный и самый беспокойный: многие прихожане занимались разбоем. Из описания прихода за 1910 год: «село расположено на правом берегу Вятки. В приходе 3 земских школ. Занятия прихожан — землепашество и отхожий промысел».
Причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В XVIII — XIX векаэ служила династия священников Перфирьевых: о. Аника, о. Максим и о. Иаков. Одним из самых замечательных и выдающихся атарских священников был протоиерей о. Николай Люминарский, который в 1908 году в честь 50-летия служения в священном сане был награжден орденом св. Владимира 4 степени. Последние служители: священник о. Иоанн Семенов — с 1905 года, он же возглавлял молельный дом в д. Дворец, отошел ко Господу в 1947 году; диакон Григорий Домрачев — отошел ко Господу в д. Толстик в 1959 году, его сын, Иван Григорьевич погиб в бою 7 декабря 1941 года; псаломщик Пантелеймон Новицкий был репрессирован и умер в Сибири. Последний звонарь Егор был слеп, атарские мужики собирались у него в сторожке и играли в карты.
Изъятие церковных ценностей произошло 9 марта 1922 года, в 1923 году верующие Атарского прихода присоединились к обновленческому течению, но уже 8 марта 1925 года на особом собрании решили выйти из него и уволили священника-обновленца Тронина.
14 марта 1930 года начальник Лебяжского РАО Емшанов рассмотрел материал о закрытии храма в с. Атары на том основании, что «граждане, состоящие в приходе, группы верующих в Атарской общине изъявили желание группы общины распустить, а церковь в с. Атары закрыть, о чем вынесли постановления общие собрания». Скорее всего, вскоре после этого церковь в с. Атары была закрыта, хотя есть сведения, что в 1936 году «в д. Елькино поп использовал учеников на чтения Евангелия». Долгое время там размещалась школа.
В 1940-е годы в д. Дворец бывшего прихода действовал молельный дом. Многие годы в селе жила дочь священника, заслуженная учительница Вера Николаевна Люминарская, которая тайно вела уроки Закона Божьего детям колхозников. В 1960 году её хоронило всё село. В 1961 году в с. Атары была закрыта школа, и вскоре после этого село обезлюдело.