В Астрахани до середины XVIII века не существовало одного отдельного православного кладбища. Свои кладбища существовали при всех городских монастырях и почти при всех городских приходских храмах. Загородные кладбища устраивались только для умерших во время чумных эпидемий, так, например, умерших в «моровую язву» 1692-1693 годов хоронили на Симбирском бугре, в то время почти совсем ещё не заселённом. С начала XVIII века, когда все внутригородские погосты были переполнены, стала остро чувствоваться нужда в отдельном общегородском кладбище. В 60-х годах XVIII века городские власти выносят решение об устроении такого кладбища. Устроено оно было к востоку от города, за Иоанно-Предтеченским монастырём с располагавшейся за ним Солдатской слободой, и простиралось вплоть до виноградного сада, принадлежавшего тогда Спасо-Преображенской обители. Вскоре после обустройства кладбища на нём была сооружена деревянная церковь в честь праведного Лазаря Четверодневного. Можно предположить, что церковь эта была выстроена в 1768 году, так как с этого года от астраханской рыбной конторы причту «при особо построенной в г. Астрахани для погребения умерших тел Лазаревской церкви» выплачивалось по 100 рублей в год. К концу 80-х годов XVIII века кладбище это оказалось совершенно заполнено могилами, неудобными и маловместительными склепами, что и привело астраханского обер-коменданта и начальника области бригадира Алексея Базина к мысли о переносе его на новое место. Место это располагалось за виноградным садом Спасо-Преображенского монастыря, в сторону монастыря Покровского, на бугре, называемом Ивановским. 17 марта 1789 года общая Городская Дума обратилась к Астраханскому архиепископу Никифору Феотоки с прошением перенести со старого на новое кладбище Лазаревскую церковь или построить там часовню. Вскоре после этого 20 июня 1789 года астраханский купец Григорий Иванович Чуреков пожелал построить на новом кладбище каменную церковь в честь Святителя Николая Угодника. На строительство Г.И. Чуреков готов был сразу же пожертвовать 25 тыс. штук кирпича, до 500 четвертей извести и на бут щебня, а с весной ещё до 100 тыс. штук кирпича. Недостающие же средства Г.И. Чуреков намеревался восполнить за счёт добровольных пожертвований, на что он просил у епархиального начальства сборную книгу. После этого решение о переносе Лазаревской церкви на новое кладбище было отменено, а купцу Чуренкову в июле 1789 года была дана храмоздательная грамота за подписью архиепископа Никифора и сборная книга.
Духосошественский храм построен в строго классическом стиле. С запада и с востока он был украшен портиками с колоннами. Массивный четверик храма венчал мощный восьмигранный барабан с округлым куполом. Первоначально отделявшаяся от храма трапезная в результате поздней перестройки соединена была с ним в одно целое. Двухъярусная колокольня, покоящаяся на притворе, сверху была увенчана шпилем.
В 1923 году Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, в 1930 году по распоряжению советских властей была передана другим раскольникам – григорианцам. Назначенный ВВЦС в Астрахань епископ Иоасаф Рогожин служил в этом храме, сделав его своим кафедральным собором. Служил он практически один, так как у него не было ни клироса, ни прихожан. В 1931 году храм по решению властей был закрыт и вскоре снесён. Находился он в самом центре старого кладбища г. Астрахани, к востоку от действующего ныне Иоанно-Предтеченского храма. Сзади храма был так называемый «павильон», куда на Пасху, Духов день и Родительские субботы сходилось кладбищенское духовенство. Здесь же служили вселенские панихиды и астраханские архиереи. Сейчас на месте Духосошественской церкви и «павильона» воздвигнут памятник погибшим во время Второй мировой войны воинам.