Церковь св. Софии — Премудрости Божией в Качи-Кальоне находится в юго-восточной части пещерного города. Временем основания считается VIII-IX века. Помещение представляет из себя овальную продолговатую форму, имеющее длину чуть более 5 метров, ширину около 2,5 и высоту не менее 2 метров. Христианские церкви всегда ориентируются на восток, эта же церковь смотрит на юго-восток. Иногда встречаются такие некоторые незначительные отклонения от нормы ввиду рельефа местности, каких-либо иных причин.
Храм имеет две части ввиду своего ограниченного размера. Отсутствует лишь притвор. Наос, помещение для молящихся, невелик и может вмещать в себя не более 10 верующих. По подобию греческих церквей раннего средневековья, эта часть храма оборудована скамьей для молящихся, вырубленной в скале. В южной стороне сооружена могила с гробницей. Стены содержат ниши, в которых устанавливали образа. Найдены остатки двух надписей на греческом языке.
Апсида, главная, алтарная часть, как для такого маленького храма не так уж и мала. В ней врублен синтрон, скамья для священнослужителей. Стена располагает двумя нишами: для жертвенника и запрестольного образа. На стенах напротив солеи, узкое пространство у алтаря, имеются подрубки, с помощью которых устанавливался деревянный иконостас.
Нечасто древние и средневековые церкви были оборудованы двумя входными дверями. Но эта закономерность не коснулась описываемого дома Божьего. В нем устроена два входа: один в наос, более ранний, а другой в апсиду, позже высечен.
Поблизости самого храма обнаружено — несколько надгробий. Вероятнее всего, храм окружало кладбище, что являлось не редкостью того времени. Рядом с Божьим заведением стоит еще один крупный обломок. Есть предположения, что там ранее была усыпальница. Но в любом случае, в нем обустроен винодельческий комплекс, состоящий из виноградодавильни, желоба и емкости для хранения вина.
Церковь св. Софии — Премудрости Божией в Качи-Кальоне существовала до 1778 года. Причиной его запустения стала массовая эмиграция крымских христиан в Приазовье из-за сильнейшего гнета исламских господ. Но спустя совсем непродолжительное время, уже к середине XIX века, церковь была восстановлена трудами помещика Хвицкого. Именно ему достались от императрицы Екатерины II эти земли с обязательным условием их дальнейшей обработки и развития, данное условие было поставлено всем дворянам, земли которым раздавались; в случае, если это обязательное царское условие не выполнялось, то земли у держателей отбирались с последующим наложением на них серьезного штрафа. Святое помещение стало домовой церковью дворянина и освещена во имя древней святой мученицы Анастасии Узорешительницы, если всеже ранее храм был в честь другой Анастасии, то эти данные греки унесли с собой; было лишь известно, что церковь Анастасиевская.
После смерти Хвицкого в 1851 году, Анастасиевская церковь, по завещанию помещика, была передана Успенскому скиту, ныне Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь. После этого образовалась киновия скита святой Анастасии, которая просуществовала до кровавых 20-30 годов ХХ века.
Успенский монастырь закрывают советские власти в 1921 году. Будучи отдаленной от административных и крупных населенных пунктов, это небольшое монашеское общежитие прожило до 1932 года. В это время начался процесс коллективизации и земли, на которых располагалась киновия, передали совхозу «Коммунар». Монахов сослали за пределы Крыма и их дальнейшая судьба мало известна.
На сегодняшний момент Анастасиевская церковь является частично действующей. Благодаря возобновлению местного скита, в ней иногда в праздничные дни совершается богослужение. Сама она внутри слегка обставлена необходимой церковной утварью. Вход в нее закрыт решеткой, и войти внутрь можно лишь во время редких богослужений.