Название селу было дано по имени удельного князя Ивана Дея, правнука князя Василия Грозные Очи, который, в свою очередь был женат на дочери Ивана Калиты. Князь Василий известен, например, как основатель города Тутаева. А от Ивана Дея произошёл род Деевых. Удел князя был достаточно велик: в него входило, помимо самого Диева-Городища, половина города Романова, а также Кубена. В наши дни от собственно древнего финно-угорского городища остались лишь небольшие валы. Вокруг Диева-Городища в ХV веке располагались владения князей Деевых, что позволяет говорить о наличии территории княжества. Земли удельного княжества находились в ХV веке как на левом, так и на правом берегу реки Волги и составляли значительную территорию. Достоверно известно, что до 1700 года село было разделено на две части. Одна часть была вотчиной стольника Ждана Колычёва, вторая числилась за князьями Хворостиниными. Потом их территория была передана Троице-Сергиеву монастырю, а через 60 с небольшим лет, в результате секуляризации, отошла государству. В 1787 году там возвели каменный храм и освятили в честь Святой Живоначальной Троицы.
Церковь строили на средства прихожан. Для неё на излучине насыпали искусственный мы из валунов, которые свозились сюда со всей округи. Построен храм «кораблём», высокий и светлый четверик, полукруглая апсида с восточной стороны, квадратная в плане трапезная с западной, колокольня. Внешне оформление Троицкого храма выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. В ярославской традиции было принято украшать четверик мелкими кокошниками. В храме имелись приделы, посвящённые святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому. Почти через сто лет после возведения Троицкого храма во второй части села появилась церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Известно, что храм строили на месте усадьбы Колычёвых. Именно из этого рода происходил Фёдор Колычёв, получивший известность как Филипп, митрополит Московский, который не побоялся осудить опричнину. В усадьбе уже имелась деревянная церковь, которая к концу ХVII века обветшала. На её месте в 1699 году, говорят, в память о митрополите, возвели каменный храм и освятили в честь Смоленского образа Богородицы.
Церковь простояла 70 лет и была разобрана, вероятно, за ветхостью. На её месте в 1877 году началось строительство нового каменного храма. Через семь лет в Диевом-Городище появился изящный и одновременно величественный храм с двумя приделами Трёх Святителей и Андрея Критского. Смоленскую церковь сделали весьма похожей на Троицкую. У стен тоже разбили кладбище.
Путешественники не раз отмечали, сколь прекрасно храм смотрится издалека, и как прекрасно выглядит его точеный силуэт на фоне волжских просторов. Поскольку Диево-Городище считалось весьма богатым селом, то уже с начала ХIХ века гражданские постройки в нём тоже стали возводить в камне. Во второй половине ХIХ века Троицкую церковь решили перестроить. В результате у окон её трапезной и ярусов звона колокольни появились килевидные архивольты. Кроме того, колокольню украсили коринфские колонны. В верхней части звонницы помещались часы с четырьмя циферблатами по сторонам свет. Храм был обнесён кирпичной оградой с башенками-цилиндрами, возведённой ещё в конце ХVIII века.
Интересно, что после революции Троицкую церковь закрыли далеко не сразу. Она прекратила свою работу только после окончания Второй мировой войны в 1946 году. С тех пор долгое время она была абсолютно бесхозной и заброшенной. Лишь относительно недавно её привели в порядок и в ней возобновились службы. Смоленская же церковь была возведена на месте деревянного храма, сильно обветшавшего и пострадавшего от пожара. Его главной святыней всегда являлся Смоленский образ Богородицы, подаренный, по преданию, кем-то из бояр Колычёвых. Тот образ носили в рядах русского ополчения во время Смуты. Говорят, что в ХIХ веке вместо старинной чудотворной иконы на обозрение и поклонение выставили список.
В 1903 году в Диевом-Городище, на сельской площади появилась каменная часовня, освящённая во имя Святителя Николая Чудотворца, покровителя императора Николая II. В ней хранили иконы, лампады и всевозможную церковную утварь. После революции, несмотря на антицерковные настроения, охватившие всю страну, Смоленский храм не закрыли. Он оставался действующим на протяжении всего советского времени, и благодаря этому всё его роскошное убранство, старинные иконы в тяжёлых окладах и изящнейшие росписи прекрасно сохранились.
Почти четверть века назад церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это произошло 22 августа 1994 года.