Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественнском

Церковь Рождества Богородицы построена по одним источникам в 1646 году, по другим — в 1674 году, по третьим — в 1690 году. По своему характеру Богородицкая церковь была очень близка Благовещенскому храму в Яранске. Однако, несмотря на их очевидное сходство, памятник старины в Шошме выглядит гораздо изысканнее, богаче. Здесь в изобилии применены резные белокаменные детали в наружной декорировке, а остатки лепнины внутри церкви говорят о некогда пышном убранстве интерьеров здания. В 1619 году в Яранск сослали первую невесту царя Михаила Романова — Марию Хлопову, невинно оклеветанную завистниками. Как долго она пробыла в Яранске и в самом ли городе жила — неизвестно. И кто знает, может быть, рождение в безызвестном сельце Шошминском одного из шедевров архитектуры всей Вятской земли и связано каким-либо образом с заточением здесь Марии Хлоповой.
Храм Рождества Богородицы содержит зрелые черты «московского барокко», типа «восьмерик на четверике», с изящной восьмигранной колокольней, наделенной тремя ярусами звона. Некоторые фасадные детали вытесаны из белого камня. Главка храма сохранила старинную зеленую поливную черепицу. Но в целом убранство церкви не сходно с Москвой и Подмосковьем. Оно либо, как в рисунке наличников, сближается с казанскими и чебоксарскими храмами, либо вообще не имеет аналогов. По данным Кировского архива, в 1770 году шла перестройка старого храма и церковь была обновлена. В 1874–1875 годах утвержден проект на строительство нового храма. В 1877 году утвержден проект на соединение храмов в один теплый. В селе была церковно-приходская школа с 85 учащимися. В районе прихода находилась еще и земская школа в починке Красногорском. При снятии колокола с церковной колокольни на нем обнаружили надпись: «Лето 173 марта 2 дня слит сей колокол в Яранском уезде село Рождества Пресвятой Богородицы весу сие 13 пудов». Что относится к 1665 году.
Подковырин Иван Васильевич, пенсионер, житель деревни М.Панчино, помнит, что в церковь ходил с мамой, когда был маленьким. Рядом с церковью, вправо, пристроили сторожку, а церковь огородили изгородью, фундамент которой до половины был кирпичный, а верх — из железных крестов. Ограда проходила у теперешней тропинки, что идет справа у церкви. В церкви было два входа: парадный и сбоку. В жаркую погоду боковые двери открывали. По праздникам священники ходили по деревням с иконами. Иконы были большие и тяжелые, носили их по двое, сменяя друг друга. Ходили под окнами домов и пели молебны. Зимой церковь отапливалась. Под полом были выложены кирпичом ходы, видимо, по ним и уходил дым. Когда шло говение, батюшки говельщиков кормили своим и на ночлег укладывали в своей прихожей. Хозяйство попов было большим: поле простиралось от Шошмы до плехановской тропинки, держали много скотины. Все работы выполняли многочисленные работники. Осенью попы ездили по деревням, собирали продукты с прихожан. У кого что было, тот то и давал: зерно, яйца, сметану… брали все, а кто мало давал, тому говорили, чтобы в другой раз кадочку побольше приберегали. Около церкви — кладбище, где хоронили священников. Холмики могил и сейчас заметны. На современной площади у церковного здания был сад, куда по вечерам ходили гулять. Сад называли Поповским. Внутри церкви было много икон.
В советское время церковь использовали как зерновой склад. Иван Васильевич вспоминает рассказ своей бабушки. В церкви проходили все обряды: крестили, венчали, отпевали. Бабушка рассказывала, что покойники одну ночь спали в церкви, и бывало, придут на следующий день, а покойник перевернутый лежит. Старожилы села рассказывают, что архитектор, проектировавший храм, завещал похоронить себя на входе в церковное здание, чтобы люди перешагивали через его могилу, желая увековечить память о себе. Что и было исполнено.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?