Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Соликамске

В момент своей постройки Иоанно-Предтеченская церковь находилась не в Соликамске. Её заложили в селе Красном, отстоящем от города на одну версту. Приплывающие по воде из Перми и Усолья путешественники и купцы, прежде чем достичь города, должны были миновать это село, и первым, что они видели, подъезжая к Соликамску, был именно этот высокий храм. В ХVII веке в богатом Соликамске развернулось каменное строительство — именно тогда было возведено с десяток каменных храмов, большая часть из которых сохранилась до нашего времени. Количество памятников и необычность архитектуры делают сейчас этот город самым посещаемым туристами и любителями храмового зодчества на Урале. Между тем, местные купцы продолжали богатеть, и вскоре каменные храмы стали вырастать не только в самом городе, но и в окрестных сёлах. Одну из самых интересных церквей построили в селе Красном. Указ о закладке церкви был подписан в 1715 году, однако к строительству приступили шестью годами позже, в 1721 году. Основателем храма считается епископ Вятский и Великопермский Алексий Титов, источники же средств на его постройку несколько раз менялись — с переходом Красного из рук в руки. Поначалу деньги давал солепромышленник Иоанн Суровцев, однако вскоре село вошло в обширные владения знаменитого семейства уральских предпринимателей Демидовых, которые и продолжили работы. Позже у села вместе со строящимся храмом появился новый хозяин, и завершал строительтво уже местный уроженец Алексей Фёдорович Турчанинов, известный нам по сказкам Павла Бажова. Турчаниновы долго владели Красным, и именно при них, с разницей в несколько десятилетий были освящены оба храма, нижний и верхний.
Церковь изначально возводили двухэтажной. Освящены нижний и верхний храмы в честь двух святых Иоаннов. И хотя традиционно храм называется Иоанно-Предтеченским, гораздо раньше была освящена нижняя тёплая церковь во имя святого мученика Иоанна Воина. Сейчас, как и в начале истории храма, только она и действует: летний храм во имя Иоанна Предтечи так и не отреставрирован после передачи в 1989 году здания верующим. Соликамская Иоанно-Предтеченская церковь относится к более ранней школе русского барокко северного извода. Эти традиции развивались в Костромской и Вологодской губерниях и оттуда с некоторыми изменениями распространялись на берега Камы, в земли так называемой Перми Великой. Типичные образцы этого стиля — мощные, массивные, богато декорированные храмы, часто построенные «кораблём». У безымянных зодчих Иоанно-Предтеченской церкви получилось именно так: двухэтажный храм с двухъярусным барабаном и высокой колокольней выглядит просто огромным, особенно по сравнению с окружающей застройкой, которая за три столетия не слишком «подросла». Храм на берегу реки стал настоящим маяком, видным за много вёрст.
Тёплый зимний придел святого Иоанна Воина был освящён в 1728 году. Строительство и отделка верхней церкви затянулась, точная дата её освящения неизвестна, но, по мнению протоирея А. Луканина, опубликовавшего в ХIХ веке книгу «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска», это произошло не раньше 1770-х годов. Церковь Иоанна-Предтечи выстроили в ХVIII столетии, когда зенит процветания Соликамска уже миновал, и поэтому судьба храма сложилась непросто. Возводился он долго, поддерживался в надлежащем состоянии с трудом, а в ХХ веке, как и подавляющее большинство русских церквей, и вовсе оказался «упразднён» властями. Судьба храма складывалась следующим образом. К ХVIII веку выросла добыча соли открытым способом в Поволжье, что серьёзно подорвало благосостояние Соликамска. К тому же шло активное освоение Урала и Сибири, строились дороги, и все они проходили гораздо южнее города, оставшегося в стороне от активной жизни. Дела у купцов Турчаниновых, владельцев села Красного, шли с переменным успехом. Завершить строительство Иоанно-Предтеченского храма и освятить летний придел удалось лишь в 1770-е годы. Правда, сработали на славу: церковь выделялась не только своими размерами и убранством, но и особо гармоническим звоном колоколов, которых насчитывалось до восемнадцати. Красотами колокольного звона храм был обязан расположенным поблизости медеплавильным заводам того же Алексея Фёдоровича Турчанинова, который не жалел колоколов для храма своего села. Самые большие из них появились уже после смерти главы рода и звучали даже лучше колоколов кафедрального собора. Пахотные земли, изначально принадлежавшие Иоанно-Предтеченскому храму, перешли в ХIХ веке от наследников Турчанинова к другим соликамским гражданам, и церковь перестала получать с них доход. Средств на её содержание не хватало, храм ветшал, да и прихожан было мало, поэтому всего через полстолетия, в 1845 году, он оказался приписанным к Троицкому собору. К тому моменту храму полагалось иметь священника, диакона и двух причетников, но по малочисленности прихожан штат состоял лишь из священника и причетника.
Во второй половине ХIХ века церковь несколько раз подвергалась мощным ударам стихий. В 1868 году буря сорвала почти всю кровлю главного купола и разрушили главу. Этот приведённый факт, очевидно, говорит о том, что кровля к тому времени находилась в весьма плачевном состоянии. Ситуацию спас купец В.А. Рязанцев, избранный тогда церковным старостой: он на свои средства полностью отремонтировал здание, устроил на нём новую кровлю, перекрасил, заменил и оконные рамы, возобновил иконы и поправил оба иконостаса. Меньше чем через десять лет помощь щедрого жертвователя понадобилась снова: в 1877 году верхняя холодная церковь сильно пострадала от пожара, и на ремонт только её одной понадобилось больше средств, чем на предыдущий ремонт всего храма. Впрочем, большая часть денег ушла на росписи стен, которых ранее в летнем храме не было. По свидетельству современников, церковь по окончании ремонта не уступала по благоустройству лучшим храмам Соликамска. После реставрации и щедрых пожертвований Иоанно-Предтеченскому храму в 1887 году вернули самостоятельность и отдельный штат. Новый этап истории храма начался на исходе ХIХ века, когда при нём учредили женский монастырь. Создание обители было заветной мечтой главного жертвователя храма купца Александра Рязанцева, но осуществилась она лишь после его смерти. Были выстроены помещения для двух десятков сестёр на специально выделенной для этого земле. В начале ХХ века монастырь обзавелся собственным подворьем, в качестве какового выступил небольшой Ильинский храм в соседнем хуторе. Действовала небольшая больница при обители только для заболевших насельниц монастыря.
31 января 1918 года в Соликамске была провозглашена советская власть. Иоанно-Предтеченский монастырь безбожная власть ликвидировала уже в 1921 году, а инокинь, число которых превышало шесть десятков, разогнали. Храм превратили в детский дом и провели «ремонт» — уничтожили иконостас, замазали росписи, разделили пространство перегородками на отдельные спальни. Впрочем, в этом статусе здание пребывало недолго: уже в 1930 году в нём разместился клуб местного отделения ОГПУ. В годы войны в храме располагался химический завод, ещё позже — ватная фабрика; в советскую эпоху Красное село официально вошло в состав Соликамска. В 1930-е годы предполагалось разобрать колокольню Иоанно-Предтеченской церкви, на сей счёт даже было принято решение, но по неизвестным причинам его не исполнили. Любопытно, что для Соликамска это не было единичным случаем — несмотря на повсеместные закрытия и грозные постановления, храмы, за редким исключением, более или менее благополучно сохранились до наших дней. В конце 1980-х годов началось их возвращение верующим.
Иоанно-Предтеченская церковь относится к распространённому на Русском Севере, Урале и в Сибири типу храма-«корабля», однако отличается «удвоенностью» пропорций. Вместе с богатым декором это делает её облик весьма необычным и запоминающимся. Традиционный храм такого типа представляет собой стоящие на одной оси колокольню, трапезную часть и непосредственно основной объём храма. Красносельская церковь имеет несколько особенностей. Во-первых, в торце здания находится необычайно длинная паперть. В результате создаётся впечатление, что колокольня размещается не в торце всего здания, как это принято, а почти посредине трапезной, как бы вырастая из неё. Такое расположение сказалось и на внутренней планировке церкви, в которой нет традиционного разделения на просторную трапезную и небольшую основную часть храмового пространства. Во-вторых, храм — двухэтажный. Если мысленно представить его без первого этажа, он будет выглядеть более традиционным; в реальности же трапезная оказывается двухэтажной, а основная часть — визуально трёхэтажной. Первый этаж нарушает форму «корабля» ещё и симметричными боковыми пристройками, благодаря которым в плане храм представляет собой латинский крест — впрочем, его трансепт расположен ближе к западной, а не восточной части. Сообразно с удвоением этажей здания удвоены и пропорции купола и колокольни. Два восьмигранных яруса колокольни, возвышающиеся над глухим четырёхугольным основанием, перекликаются с двойным барабаном; в обоих случаях объёмы последовательно уменьшаются. Такое удвоение делает общие пропорции храма более гармоничными, в противном случае слишком низкие купола могли бы потеряться на фоне чересчур высокой церкви.
Храм имеет пятигранную алтарную апсиду, тоже двухэтажную. Декор двухэтажной пятигранной апсиды продолжает оформление стен храма. Первый этаж чуть ниже, но глазу кажется, что он просто просел от времени. Главная деталь внешнего убранства храма — богато украшенные наличники. На первом и втором этажах они абсолютно разные. Внутреннее убранство Иоанно-Предтеченского храм достаточно скромно. Холодная верхняя церковь требует серьёзного ремонта и не освящена. Главный вход в храм сейчас находится не в торце здания, а северной стороны. Через него всяк зашедший в храм попадает прямо в помещение тёплой церкви во имя св. Иоанна Воина, которая занимает примерно половину площади первого этажа. Храм представляет собой вытянутое помещение с арочным сводом, разделённое широкой аркой на две части. Церковь не расписана, однако над алтарём и на боковых стенах расположены круглые медальоны с изображениями ветхозаветных пророков. Скромный современный иконостас больше похож на алтарную перегородку, свойственную древнерусским церквям. В нём только шесть икон в один ряд, а также изображение Тайной Вечери и Голгофа над царскими вратами. В сходном с иконостасом стиле выполнены перегородки перед клиросами и два симметричных киота с большими иконами. Лестница в середине здания ведёт на второй этаж, где некогда располагался летний храм во имя Иоанна Предтечи. Сейчас помещение выглядит аварийным и требует реставрационных работ. Длина храма вместе с папертью — более 35 метров, высота колокольни — более 30 метров. До революции на колокольне имелось 18 колоколов, самый большой из которых весил 320 пудов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?