Церковь Рождества Христова в Красном (Кировская область)

Поселение возникло около 1678 года на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 года – Красный Яр. В 1701 году в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 году указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 году при храме заведены первые метрические книги. В 1749 году в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 года в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня. В алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 года дана храмозданная грамота за на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 года разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 году по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 года, в «клировой ведомости» за 1775 год написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 год; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 году 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 года освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 году сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются». Запись за 1802 год: «В приходе села Красноярского 360 дворов и служба идет в новой каменной церкви». Каменная церковь простояла недолго. Отчасти из-за плохого качества строительства, отчасти из-за подошедшего под храм оврага, он начал разваливаться и в 1822 году был разобран. 10 июня 1822 года в с. Красный Яр дана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви на новом месте вместо разобранной старой из ее же кирпича. 19 декабря 1823 года в новой каменной церкви освящен левый придел теплой церкви в честь св. мученицы Параскевы Кичминским благочинным протоиереем Сергием Кулигинским, 2 февраля 1832 года в теплой церкви освящен правый придел во имя Сретения Господня благочинным села Нового Торьяла о. Игнатием Иконниковым. В 1837 году освящен холодный храм во имя Рождества Христова. Всем строительством занимался подрядчик Морозов. Из грамоты о строительстве за 1838 год: «осьмерик на холодной церкви покрыт листовым железом, на остальных приделах – деревянными крышами. Крест вызолочен двойниковым золотом. Весь теплый храм с алтарем, двумя палатками и папертью внутри просто выбелен известью, а снаружи также выбелен известью. Только палые места около окон выкрашены в желтый цвет. Пол в теплом храме и алтарях выстлан старой опокой из старого храма, а в палатках и паперти кирпичом. В холодном храме и алтаре пол выстлан из новой опоки. Стены и своды в нем выштукатурены по штукатурке и расписаны. В своде холодной церкви написана мозаика звездами. Вокруг окон трафареты с розовыми платами между ними. Колокольни сложено из кирпича два этажа, а последний с куполом был сделан из дерева. Звон колокольный самый скудный из-за малого количества колоколов». В 1845 году «Клировая ведомость» Красноярского храма сообщала, что кладкою он покончен, выштукатурен полностью, а холодный храм расписан по штукатурке 7 июня 1887 года производились торги напроизводство позолотной работы иконостас в Холодном храме. В 1894 году на средства Красноярского церковно-приходского попечительства было произведено наружное ревчение стен церкви. «Клировая ведомость» за 1910 год сообщала, что церковь «обнесена кругом каменною оградою, крепка», в ней хранились исповедные росписи с 1780 года метрические книги с 1813 года. Копии книг с 1780 по 1822 годы сгорели 16 октября 1828 года вместе с домом пономаря М. Куклина. Опись церковного имущества была сделана в 1853 году и скреплена членом Нолинского духовного правления священником Александром Домрачевым Утварь: три аналоя, 134 иконы, три паникадила, 8 колоколов, книг для чтения 244 тома. Особые достопримечательности: икона Иоанна Предтечи, икона Казанской Пресвятой Богородицы, образ Спасителя в серебряных ризах, серебряный ковшик, серебряное кадило вес 105 золотников, потир из серебра с 4 резными изображениями, дарохранительница из серебра, дароносица в виде креста серебряная с цепью, ковчег для хранения св. мира серебряный. При храме имелся подземный ход, выходивший на берег р. Вятки. Приходу в XVIII – XIX веках принадлежала часовня, стоявшая на правом берегу р. Вятки близ мельницы Шварихи, иконостас в которой был поставлен из разрушенного в 1822 году Красноярского храма. Позднее отошла, очевидно, к приходу с. Шварихи. В селе имелась церковно-приходская школа. Престольным праздником прихода было Рождество Христово; особо чтились «десята» и «Богородское», в которые несли подношения в церковь. В Ильин день было принято нести во храм баранью грудинку. Со второй половины 1900-х годов в село стал заходить Понизовый крестный ход, шедший из Вятки со св. иконами. Епископ Вятский и Слободской посещал Красноярское в 1904 году. 11 августа 1895 года по поручению Его Преосвященства, Преосвященного Сергия в ходе обозрения Епархии, село посетил Преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский. Прибыв в Красноярское из Лебяжья, Владыка совершил краткое молебствие и затем был перевезен через реку на Нолинский берег. В 1912 году приход состоял из 30 селений с населением: православных – 3973, старообрядцев – 47 человек. Из описания прихода за 1912 год: «Село расположено на правом крутом берегу р. Вятки, на этом берегу леса нет, на левом, за рекою тянется на много верст сосновый бор. Главное занятие прихожан – земледелие; кроме того, некоторые прихожане занимаются плотничеством и уходят на заработки в Сибирь», «Большинство взрослого мужского населения с. Красноярского отхожими плотничьими промыслами в Сибирских губерниях и дома бывает незначительное время зимой. Это обстоятельство влияет на скудность содержания причта». В годы Русско-Японской и Германской войн приход отличился самыми большими пожертвованиями на нужды армии и раненых солдат. Так, к 20 декабря 1904 года от причта церкви с. Красноярского поступили следующие вещи, собранные по приходу: 1 полушубок, 4 пары валенок, 5 пар рукавиц, 3 пары чулок, 4 рубашек, одни кальсоны, 2 полотна. Причт: священник, диакон и псаломщик; 1914 году вакансия диакона упразднена. Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин. В 1766 году «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви». В XIX веке в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский, о. Андрей Соловьев, о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов- все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 годов. О. Иоанн Падарин, о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 года по 1929 год прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 года по 1911 год, с 1919 года по 1929 год, депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 года. Отошел ко Господу 28 июня 1931 года, погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 года за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь». Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 года. 22 марта 1927 года два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 году все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 году дом священника перевезен в д. Елькино под школу. Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. 20 июня 1921 года прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой. Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара. Вокруг ограды имеется коновязь».. Церковь закрыта по постановлению Президиума Облисполкома 29 июня 1938 года. Причины закрытия сообщались в объявлении, вывешенном на церковных дверях: «учитывая, что община верующих граждан Кузнецовской церкви прекратила с января месяца 1938 года отправлять религиозные обряды, а также в течение з месяцев не выплачивает налог со строений, земельной ренты и страховой премии и идя на встречу гражданам Красноярского с/совета, которые своими решениями и подписями в абсолютном большинстве ходатайствовали пред Райисполкомом о передаче им здания церкви под культурное учреждение – школу, Лебяжский Райисполком 19 апреля 1938 года постановил: Красноярскую церковь закрыть и здание передать президиуму Красноярского с/совета под школу». Разгром церкви совершался под непосредственным наблюдением председателя сельсовета. Вся утварь была вывезена в Лебяжье, но до места назначения «не доехала». После закрытия церковь была переоборудована под школу — семилетку, лишилась сторожки, ограды и крестов. В 1948 году сообщалось, что крыша на ней пришла в ветхость, а самому зданию требуется капремонт. В годы войны в селах Лебяжье и Красное образовались 20-ки верующих, которые стали писать прошения во все инстанции об открытии молитвенного дома или в с. Лебяжье или в Красном или в Боровково. В 1 из 3 заявлений они писали: «Люди этих приходов без пастыря, умирают без напутствия, хоронят без отпевания, младенцы не крещены. Некоторые за требоисполнениями обращаются в отдаленные села, что очень затруднительно на селе». Интересно, что в Красном главным ходатаем верующих стал сын батюшки Хрисанф Григорьевич Ушаков Все прошения были отклонены. В 1950 году «школьное здание» было ремонтировано, подведены потолки, переложены огромные печи, отремонтирована крыша, покрашены полы. В 1960-е годы колокольня была разобрана и из ее кирпича построена водонапорная башня в п. Лебяжье. В 1968 году здание признано аварийным и школа переехала в другое помещение, а церковь использовалась под зерносклад, что ускорило её разрушение. Ныне храм находится совершенно в разрушенном состоянии. В 2001 году областной архитектор сделал заключение, что восстановлению он уже не подлежит.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?