Церковь Прокопия Устюжского в Плотниково

Эта церковь родилась скромной православной часовней немногим больше ста лет назад – в 1903 году, незадолго до кончины Российской империи, за четырнадцать лет до смутного, беспощадного к ней времени. Пережила многое – и нашествие хулителей и рушителей веры, раздор, надругательство, забвение. В 1944 году, на третьем году Великой Отечественной войны, единственная на березовской земле вернулась к жизни, к Богу. В Плотниковский приход вновь потянулся простой люд. С той поры прошло более шестидесяти лет, а она до сих пор светит на нашей березовской земле.
Пока в деревне Плотниково храма не было, прихожане относились к соседней – Асовской церкви. Добираться с плотниковских краев до Асово непросто, все-таки расстояние приличное – в пределах 12 верст, а транспорт не у каждого. Тогда и решено было заиметь у себя молитвенный дом. В одном из документов нашел такую запись: «Церковь строило население деревень Плотниково и Верхних Ковалей, состоящее из 100 дворов. Церковь деревянная, одноэтажная, длина 20 метров, ширина 10 метров”.
Вначале это была часовня. В январе 1904 года последовал Указ Пермской Духовной Консистории по обращению ее в церковь. 18 марта 1904 года прошло ее освящение. Выписка из Клировой ведомости 2-го Благочинного округа Кунгурского уезда за 1916 год: «Церковь построена тщанием прихожан, обращена в церковь по Указу Пермской Духовной Консистории от 28 января 1904 года.
Здание деревянное с такой же колокольнею, на каменном фундаменте. Престолов в ней один в честь Св. Великомученика Прокопия 18 июля, освящена 18 марта 1904 года. По штату при ней положен священник и псаломщик. Жалование положено казною 400 рублей в год. От прихожан 120 рублей на притч. Кружечных доходов за 1916 год получено 300 рублей 20 копеек. Другие источники содержания членов причта в качестве дохода добровольных сборов. Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным до 600 квадратных сажен. Прихожане приговором от 6 марта 1912 года отказали в передаче причту.
Дома для церковнослужителей на церковной земле построены тщанием в 1911 году и составляют собственность церкви. Священникам и псаломщикам дома переданы в собственность. Дом просвирни находится рядом с церковью, о чем составлен приговор первым церковно-приходским сходом 2 октября 1926 года и вторым приговором сельского схода. Дома для притча и просвирни не устроены, весьма холодные и требуют капитального ремонта.
Расстояние от церкви до Консистории 135 верст, до местного благочиния с. Березовка – 30 верст, уездного города Кунгура – 45 верст, губернского города Перми – 135 верст. Почтовый адрес: Тулумбасы Пермской железной дороги.
Ближайшие церкви – Свято-Троицкая в Асово в 12 верстах, Иоанно-Предтеченская в Тазе в 15 верстах, Михайло-Архангельская в Тюриково в 8 верстах. Приписных к сей церкви часовен нет.
Приходно-расходные книги о суммах свечных и церковных сборов за печатью Духовной Консистории даны ноября 4 дня 1913 года, ведутся исправно, хранятся в целости.
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1911 года, ведутся исправно, хранятся в целости. В книге, выданной в 1910 году декабря 15 дня, за шнуровой печатью 38 листов исписано, 62 не писаны.
Исповедные росписи находятся в целости за 1910 год. За 1910 год выдана копия исповедной ведомости притчу Асовской Свято-Троицкой церкви при открытии самостоятельного прихода Пермской епархией».
32 года, с 1904 года по 1936 год для Прокопьевской церкви прошли незаметно, за будничными хлопотами и служением Богу. До 1936 года шли в храм прихожане на встречу с Всевышним. Небогат был плотниковский приход, но и в числе бедных не числился. В святые праздники храм не мог принять под свои своды всех многочисленных прихожан, стекавшихся к нему с поселка Тулумбасы, с полустанка Тюриково, да и самой деревни Плотниково, других населенных пунктов. Церковь жила обычной реальной жизнью, которая заставляла изыскивать материальные средства, необходимые для поддержания в ней жизни. Для содержания храма, проведения ремонта, покупки необходимого инвентаря, товаров религиозного обихода нужны деньги. Всякое бывало. Венчались в церкви и люди военные, и коммунисты, и комсомольцы. Хотя это было запрещено им разными уставами и правилами.
Невелика эта церковь, но внутреннее ее убранство просто зачаровывает. Поражает воображение искусно написанный иконостас. Есть немало других, трогающих душу и сердце разнообразных, наполненных глубоким смыслом старинных икон. Не встретишь здесь фальши, наигранности: духовные люди, прихожане верят в Него по- настоящему, искренне, глубоко.
Как и другие православные храмы, церковь в д. Плотниково была закрыта в апреле 1936 года. Ее переоборудовали под клуб. Через восемь лет, в 1944 году, когда шла Великая Отечественная война, жители деревни Плотниково и других населенных пунктов обратились с письмом в Березовский райисполком, в котором просили передать храм верующим. Вначале здесь прошло собрание, на которое собралось 245 человек. Вопрос в повестке дня один – «Открытие церкви”. Все необходимые документы были оформлены и отправлены вначале в Свердловский облисполком, затем в г. Москву. Из Москвы пришел ответ – «С получением настоящего письма передайте верующим русской православной церкви села Плотниково – здание русской церкви для отправления религиозных обрядов, передачу произведите по договору и оформите необходимые документы в двух экземплярах.”
Летний июльский день 1944 года 10 число. Этот день стал большим событием в жизни храма – широко распахнулись его двери для прихожан во второй раз. Людно и празднично было в церкви, ярко горели многочисленные свечи. Пермская Епархия прислала сюда и привезла нового батюшку о. Н. Бирилова, отдавшего служению Богу многие годы.
С тех пор живет и действует небольшая Прокопьевская церковь в деревне Плотниково. Хотя прихожан не так уж и много. Связано это с тем, что обезлюдели деревни, а многих вообще не стало. Мало прихожан стало, возможно, и потому что действует и восстанавливается Свято-Троицкая Асовская церковь. Тем не менее, храм в д. Плотниково живет, едут сюда, чтобы окрестить детей, обвенчаться со многих сел и деревень, и не только нашего района. Настоятелем храма в последние годы является отец Владимир, в миру Владимир Пономарев.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?