В 1686 году игумен Исаак с братиею били челом Великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о позволении строительства поселья Успенской обители Далматова монастыря в устье большой реки Уй. В 1686 году по указу Великих Государей поселье было заложено. Оно имело укрепления. Там ловили рыбу монастырские крестьяне. Поселение получило название Усть-Уйское. В 1687 году сюда прибыли Маслянской слободы пашенные крестьяне Омелька Назаров и Ивашка Кочесов с товарищи, которые сняли в аренду свободные рыбные ловли с платою в казну. Поселье стояло при рыбном промысле по речкам и озёрам, а на возвышенных местах имело угодья хмелевые, сенокосные и горные промыслы. Со времени основания оно не раз подвергалось бедствиям со стороны кочующих врагов.
По сведениям 1860 года: Челябинского уезда Оренбургской епархии Усть-Уйской крепости – Христо-Рождественская церковь. Ближайшие к ней: Крутоярской крепости – родицкая; в Ново-Кочердыкском есть вновь строящаяся Михайло-Архангельская церковь в 24 верстах; в Прорывинском отряде – Николаевская церковь в 35 верстах; приписаны к Усть-Уйской церкви прихожане в Казак-Кочердыкском отряде в 22 верстах.
По воспоминаниям старожилов первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это была так называемая Белая церковь, как называют ее и по сей день. Огороженная пластами в3 мтолщины и в4 мвысоты, церковь была неприступной: ни пеший, ни конный не могли попасть сюда. Говорят, здесь во время набегов киргиз-кайсаков прятались жители всего поселения. Позднее, когда опасность набегов миновала, ограду вокруг церкви заменили на более красивую: фундамент выложили из кирпича, а на нем возвышалась чугунная с узорами ограда. Отапливалась церковь из подвала, а рядом находилась сторожка. В 1929 году церковь эта перестроена под клуб. В советское время около Белой церкви ограду меняли.
Есть в Усть-Уйке еще один храм, его называют Красная церковь, так как он выложен из красного кирпича. Говорят, эта церковь строилась долго, сооружалась она всем миром. Огромные двустворчатые двери, украшенные резьбой, располагались с южно, северной и западной сторон. С восточной стороны здание завершалось полукруглой апсидой. Перед каждым входом в храм возвышалось крыльцо.
Высокий барабан, несущий главу и венчающий церковь, прорезан узкими полуарочными окнами, обрамленными резными арками. В строительстве башни-звонницы и барабана применена традиционная схема церковного зодчества – восьмерик на четверике, характерная для архитектуры тех времён.
Церковь по сей день поражает своей красотой и величием, хотя большая часть ее и разрушена. Поражало богатство внутреннего убранства церкви. Старожилы вспоминают, что внутри было множество старинных икон, обрамленных позолотой, царские врата отделаны были резьбой по дереву и покрыты позолотой. Весьма просторный и высокий зал перекрыт пологим сводом, вдоль стен и на потолке – фрески, рассказывающие о жизни святых, библейские сюжеты из жизни Христа – все это великолепие заставляло восхищаться. В большие церковные праздники с купола опускалась огромная хрустальная люстра, на которой зажигались свечи. Говорят, из Белой церкви в Красную вел подземный ход.
В 1930-х годах храм был разрушен: сняты кресты, убран купол, до основания разобрана башня-звонница, сброшены колокола. Рассказывают, что когда начали рушить церковь, на площади собралось все село. Большой колокол, упав, разбился. Дело дошло до разбора кладки звонницы, она никак не поддавалась, так до конца и не смогли разрушить башню.
Стоит церковь и сегодня полуразрушенная. Но величавая и гордая. До сих пор на стенах ее внутри сохранились фрески, почерневшие от гари и копоти, грязи и пыли.
В советское время в церкви хранили шесть, с 1955 года туда ссыпали зерно, а в 1965 году был снят паркет и вывезен в с. Целинное для отделки пола в райкоме партии.