Церковь стоит в центре города невдалеке от берега Большого пруда с ориентацией северного фасада в сторону магистральной улицы, которая на этом участке образует небольшую площадь. С юга к зданию вплотную примыкает городской сад.
Постановление о постройке храма, закрепленное письменным приговором прихожан в присутствии настоятеля, пристава, представителей управления Кирсинского завода и волостного старшины было подписано в день празднования 900-летия Крещения Руси 15 июля 1888 года. Прихожане обязались ежемесячно в течение девяти лет отчислять на строительство новой каменной церкви в фонд приходского попечительства под расписку по 2 коп. с каждого заработанного рубля, накапливая таким образом ежегодно до 2300 руб. Условием приговора было пожелание наименовать один из приделов будущего храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Строительный подряд на возведение церкви был заключен с артелью нижегородских каменщиков и по некоторым источникам был осуществлен в 1894-1911 годах. Кирпич готовился на заводской керамической фабрике под руководством мастера М.П. Юркова.
Освящение состоялось накануне главного престольного праздника 14 октября 1915 года: центрального престола в честь Покрова Богородицы, придельных алтарей — во имя Параскевы Пятницы и князя Владимира. По опубликованным сведениям, на церковной колокольне было 5 колоколов, отлитых в городе Слободском, самый большой из которых весил 49 пуд. 16 фунт., другие — два по 9 пуд., по одному колоколу весом 1 пуд. 4 фунт и 38 фунт.
Автор проекта церкви документально не установлен. По версии краеведов, не имеющей подтверждений, но отраженной в нескольких публикациях, таковым являлся некий иностранный архитектор. Однако даже общий анализ композиции памятника и несколько аналогичных примеров не оставляют сомнений в причастности к созданию проекта И.А. Чарушина. По другой местной легенде, в написании образов для иконостаса Покровского храма принимал участие А.М. Васнецов.
В советское время с 1938 года здание церкви много лет использовалось для размещения клуба им. XVII съезда ВКП, а позднее — Дома культуры и музея завода «Кирскабель». За эти годы были утрачены главы и малые шатры, искажены первоначальная планировка и этажность здания.
1 августа 1990 года храм был возвращен приходской общине. В начале 1990-х годов хозяйственным способом произведены реставрационные работы, позволившие вернуть памятнику его первоначальный облик. Кирпичные стены затерты известковым раствором и побелены, изнутри — оштукатурены. Имеется полуподвальный этаж, предусмотренный для хозяйственных и технических надобностей.
Объемное построение храма в русском стиле, имитирующем каменное зодчество XVII века, представляет собой апробированный несколько раз тип пятиглавой приходской трехпридельной церкви с шатровой колокольней и малыми декоративными шатриками по сторонам четверика, исполняющими пространственную композицию памятника. Два подобных храма, принадлежащие творческому наследию И.А. Чарушина и сличающиеся только степенью насыщенного фасадным декором, были представлены в предыдущих выпусках «Памятники архитектуры «Кировской области». Ядро храма внешне выявлено объемом верхнего яруса четверика, завершенного выразительным, уступчатым, декоративным пятиглавием. Удачной пространственной поддержкой четверика служат малые шатры, которые придают пирамидальный характер изящному силуэту церкви. Пластичность восточного фасада формируют полукружия алтарных апсид, центральная из которых крупнее в объеме. Доминирующим акцентом композиции служит высокая, в четыре яруса шатровая колокольня. С запада колокольню дополняет возведенное над папертью двустолпное крыльцо с высоким щипцом и полицами.
Фасадный декор церкви отличается единообразным характером и соответствует общему стилевому решению памятника. Элементы членений и декорировки равномерно заполняют поверхность стен, выделяя углы и проемы, акцентируют внимание на отдельных фрагментах, подчеркивая архитектурные особенности памятника. Стены нижнего яруса, вобравшего боковые приделы, расчленены лопатками с двумя крупными перспективными ширинками в нижней части. Гладкий участок лопаток над ширинками дополнен в углах декоративными колонками. Поясок, отделяющий верхнюю треть стены, огибает по периметру все здание. Карниз, заполненный крупными сухариками с уступом, и высокий цоколь дополняют горизонтальное деление фасадов. Проемы с трехцентровыми перемычками оформляют колончатые наличники с килевидными очельями. Капители колонок композиционно увязаны с пояском, объединяющим все проемы. В пластической разработке фасадов четверика центральное место принадлежит ложным закомарам и килевидным кокошникам различной величины в основаниях глав и над карнизом. Фризовая часть стен заполнена крупными сандриками проемов верхнего света, состоящими из малых кокошников с высоким щипцом посередине. По сторонам проемы обрамляют колончатые наличники. Угловые лопатки в этом уровне разбиты вертикальными бороздками, а в тимпаны закомар помещены круглые филенки. Карниз четверика по аналогии с нижним ярусом выделяется увеличенными сухариками. Мотивы наружного убранства колокольни хорошо подчеркивают архитектурные особенности ее ярусного построения. Стены второго, квадратного в плане яруса, прорезаны строенными окнами в общих колончатых наличниках. Углы закреплены огибающими лопатками с перспективными ширинками и бороздками, уширенное основание яруса под двойным валиком обработано рядом мелких ступенчатых ширинок. Проходящий над окнами промежуточный поясок отделяет верхнюю часть стен, которая оканчивается карнизом, состоящим из ступенчатых сухариков; участки стен под карнизом имеют удлиненные ниши, на пилястрах — по три небольших квадратных ниши. Третий — нижний ярус звона — основан из четырех мощных пилонов с высокими арочными проемами между ними. Арки завершаются килевидными архивольтами, в профиль которых включены крупные сухарики, переходящие на карнизы пилонов.
В фасадные плоскости пилонов врезаны большие уступчатые ширинки с крестообразными нишами. Верхний, восьмигранный в плане ярус звона, прорезают высокие сквозные арки с переходящими килевидными архивольтами. Профиль архивольтов кроме простых обломов содержит крупные сухарики. Угловые опоры имеют развитый импост в основаниях арок с полочкой-астрагалом. Основание яруса заполняет ряд ширинок. Устои рундука, по примеру пилястр обработанные ширинками, несут трехцентровые арки с гирьками. Карниз рундука является продолжением карниза палаток. Ядро внутреннего пространства храма формируют четыре пилона со срезанными внутрь углами. Эти опоры несут на подпружных арках стены четверика, которые смыкаются четырехчасовым сводом с зауженными диагональными сторонами. Обширность свободного внутреннего пространства храмовой части составляют связанные между собой арочными проемами помещения приделов с алтарями, восточным участком трапезной и угловыми ячейками, обозначенными снаружи шатрами. Прямоугольная в плане трапезная соединяет храм с колокольней. Приделы и трапезная перекрыты цилиндрическими сводами с глубокими распалубками над арками, апсиды — конхами. Угловые участки плана, оказавшиеся на пересечении цилиндров, скучили крестовые сводчатые перекрытия. Палатки, расположенные симметрично по сторонам колокольни и рундук имеют цилиндрические своды. Над восьмигранным помещением притвора в нижнем ярусе колокольни — лотковый сомкнутый свод. Габаритные размеры памятника в плане: длина — 52 м, ширина с крыльцами — 34 м.
На общем фоне дефицита исторических зданий, характерного для застройки города, церковь Покрова занимает исключительное место как важная архитектурная доминанта, формирующая силуэтную и пространственную композицию центральной части Кирса.