Известно, что достаточно длительное время деревня Вирма входила в состав вотчин знаменитой Марфы-посадницы. Вотчина занимала лидирующее положение среди новгородских феодалов по территориальным размерам владений в Карелии. Но вскоре после падания боярщины в Новгороде все владения бояр были изъяты. Именно с того времени дошли до нас первые упоминания о храме, первым священником которого был Иоанн Сорокин. Какой именно была эта церковь — сказать сложно, известно только, что она была предшественницей Петропавловской церкви. Считается, Петропавловская церковь была выстроена не ранее чем в 1625 году.
Внешний вид церкви поражает своим пластическим богатством, которое прекрасно контрастирует с окружающей скудной природой. Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчано пятиглавым кубом и необычным покрытием в виде пологого шатра с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава. С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный алтарь, который перекрыт бочкой; с запада располагаются сени и трапезная.
Что касается формы покрытия Петропавловского храма, то он относится к кубоватому типу, возникшему и широко распространившемуся на Русском севере в XVII веке. Есть несколько причин, которые повлияли на появление столь нарядного и замысловатого покрытия. Одной из них является запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов. Данную гипотезу можно подтвердить и тем, что ранее утраченная церковь Параскевы Пятницы, которая располагалась в селе Шуерецком и которая была построена в 1666 году, имела только одну главку, которая венчала вытянутый куб, издали напоминающий шатер. Кроме этого, появлению замысловатых живописных форм покрытия способствовали и новые декоративные тенденции, коснувшиеся искусства в XVII веке. Низкий четверик, немного грубоватый куб и особенно массивная центральная глава говорят о древности данной церкви.
Петропавловская церковь дошла до современного времени не в первоначальном виде. Как и наибольшее количество памятников деревянного зодчества всего Русского севера, в ходе эксплуатации она подвергалась немалому количеству реконструкций, которые совмещались с разного рода ремонтами, отражавшими различные периоды строительно-архитектурных тенденций. Первый ремонт здание церкви перенесло в период 1635-1639 годов. Далее последовала перестройка спустя полвека. Помимо этого, есть предположение, что церковь повторно освящалась, ведь в то время не могли не отразиться на храме последствия набегов шведов, а также переустановки окон, а также тяблового иконостаса вследствие несоответствия новым церковным канонам. В 1842 году Петропавловский храм впервые был окрашен охрою; в 1874 году церковь была перекрашена белилами и обита новыми обоями внутри помещения; в 1893 году церковь также подвергалась незначительным изменениям, касающимся побелки и покрытия тесом. Немалое количество переделок не могло не нанести урон внутреннему и внешнему убранству церкви, тем более, что достоверных следов от западной части почти не сохранилось. Значительно пострадала обшивка северной части стены центрального столпа.
Само конструктивное решение церкви и алтаря является традиционным: стены выполнены из бревен диаметром 36 см и стесаны с внутренней части более чем на половину; бревна имеют округлые края и в верхней части постепенно расширяются. На чердаке главного помещения можно изнутри увидеть конструкцию куба, который венчает церковь. Куб вырублен из бревен с зазорами и покоится на шестивенцовом четверике, который врублен в наружные стены церкви на уровне высоты повалов. Данное сооружение очень устойчиво благодаря бревенчатым стенам, пересекающимся под прямым углом.
Что касается духовного наследия церкви, то согласно историческим данным, тябловый иконостас Петропавловской церкви состоял из четырех иконных ярусов XVII веке, а сам иконостас датируется 1625 годом.
Петропавловская церковь является результатом трудных поисков, а также радостных открытий мастеров-зодчих древнего времени.