В 1910 году Большая Кушма стала называться селом. А в старые годы, как поясняется в словаре В. Даля, селом называлось обустроенное и заселенное крестьянами место, в коем есть церковь. Кушмянская церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла построена накануне первой мировой войны, то есть до 1914 года, на месте обветшавшей часовни. Точной даты постройки храма нет. Известно, что в 1906 году был заложен первый бутовый камень. Старые люди, вспоминая рассказы своих родителей, говорили, что камни для фундамента привозили на подводах со станции Шумиха. Известь для храма гасили в ямах в течение 3 лет. Строительство велось всем селом. Из воспоминаний старожилов. Баженова Мария Титовна: «мама рассказывала, что кирпич для строительства храма делали на кирпичном заводе Никиты Артемьевича Баженова. Во время коллективизации его раскулачили и вместе с семьей выслали в Мурманск. А когда началась война, они эвакуировались обратно, похоронены на нашем кладбище». Большой колокол снять не могли, так кирпичи на колокольне начали выбивать, а когда стали спускать колокол, то уронили, и разбился он на кусочки. По другой версии колокол остался целым, а разбилась только паперть. А колокол увезли неизвестно куда. Церковь сложена из красного кирпича в виде креста. По бокам два предела. Семь куполов. Один на алтаре, один на колокольне, остальные на пятиглавии. Общая высота 28 метров. Сведений о нашем храме в историко-краеведческом музее г. Шумиха очень мало. Вот, что рассказал директор музея Петров Ю. А.: « С 1910 года – священником был Петр Фалысовский, псаломщик Иоанн Святин. С июля 1910 года священник Дмитрий Нассонов. С января 1911 года св. Иоанн Боголюбов. С апреля 1911 – 1912 годов св. Дмитрий Флоринский. Известно, что последним священником был отец Пётр Моторин. Могила его находится в д. Хохлы Шумихинского района». Для возведения храма зодчие подобрали высокое, наиболее выигрышное для строительства место, просматриваемое с различных точек. Храм как бы вырастает из земли. Для него обязательна ориентация по сторонам света: вход расположен на западном фасаде, а с востока, где находится алтарь, пространство храма ограничено выступающими частями – аспидами. На главе купола, перпендикулярно оси симметрии храма расположен крест. Верхний конец нижней наклонной перекладины указывает на север «страны полунощной» Наша ежедневная жизнь далека обычно от Бога, и от мысли о нем. Для того, чтобы приблизиться к нему, надо вырваться из обыкновенной, будничной обстановки и напомнить себе о Боге и Его Царстве. Для этой цели и служит храм. Видели ли Вы когда-нибудь храм? Ведь его сразу видно даже в большом городе – он отличается от других домов красивыми куполами или высокими башнями, а сверху – всегда крест. Люди приходят туда помолиться вместе Богу. Именно вместе – отсюда русское слово собор, то есть собрание. Церковь означает то же самое. Но когда – то очень давно, христиане не строили храмов, они собирались для молитвы в домах, считая, что весь мир это храм, созданный Богом, поэтому молиться можно в любом месте. Но позже повсюду стали строиться храмы. Это особое место встречи Бога и человека. Из книги «Азы православия», изданной по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, мы узнали, что храмовое здание было задумано, как модель вселенной, образ всего мира, космоса. В нем есть небо и земля, четыре стороны света, на стенах художники рисуют ад и рай, сотворение и конец мира, сюжеты из Библии. А еще храм похож на корабль, в котором верующие плывут ко спасению. Христос со своими учениками часто переплывали Галилейское море на лодке. С тех пор и во веки веков Иисус Христос, как капитан, ведет Корабль Церкви. А в парусах этого корабля ветер Святого Духа. Из воспоминаний старожилов. Мицкевич Степанида Егоровна: крестили меня в этом храме в 1927 году. В коллективизацию храм хотели разрушить, но староста не дал, засыпал туда семенное зерно. А как началась советская власть, пригласили всех в храм. Люди пришли, а их там встретил духовой оркестр. Оркестр играет, а люди крестятся, думали, что сквозь землю провалятся вместе с оркестром. Настолько была сильна вера. В советское время там был склад, а в подвале овощехранилище. В 1946 году я работала кладовщиком. В этот год были сильные дожди, думали, что солнца больше не увидим. Хлеб убирали, когда уже выпал снег. А где сушить зерно? Решили сложить в церкви на алтаре печь. Прямо на досках сложил. Весь день топили, сушили зерно до самой ночи. Вот доски и прогорели, случился пожар. Общими силами потушили. В деревне было две пожарных машины, церковь отстояли. В 1998 году в село приезжает из Далматовского монастыря иеромонах отец Корнилий Мохов с целью восстановления храма. Учащиеся нашей школы тоже принимали участие в этой работе: убирали мусор, красили решетки, окна мыли. Начальные классы убирали территорию. Отец Корнилий желающих окрестил. С 2000 года начинается плановая реставрация храма. Здание было хорошо сохранено, но требовался большой ремонт. Хроника восстановления: 2000 год — Была зарыта железом алтарная часть храма. Железо пожертвовала Наталья Федоровна. Была совершена реставрация куполов храма, колокольни, кровли. 2001 год — Поставили первый крест 28 мая. велись плотницкие работы. 2002 год — Рубили купола, леса городили, штукатурили, делали рамы. 2003 год — Сделано отопление в храме. Поставили два креста на купола. Отремонтировали и реставрировали колокольню. 2004 год — Перекрыта кровля, поставлены новые двери и рамы. 2005 год — Сделана паперть у двух приделов храма. Ремонт и реставрация котельной храма 2006 год — Сделаны водосточные сливы, дренажные работы у храма. 2007 год — Сдалана отмостка храма, подновлён фундамент. 2008 год — Внутренняя отделка храма. 2009 год — Поставлены пластиковые окна в храме Материальную помощь в реставрации храма оказали: Степан Александрович, Наталья Федоровна, Виталий, Герман, Владимир Савинов. Бригады из г. Трехгорного устанавливали кресты, крыли купола. Плотники: Сергей Першин, Игорь Кульпин. Кровельщик: Алексей Лецко. Краснодеревщики, которые ставили иконостас: Сергей Шубин, Володя. Штукатур: Николай Восстановление храма продолжается. В 2012 году в храме новый настоятель – иеромонах Авель Папулов. Церковная жизнь идет своим чередом: совершаются требы, идут службы. Люди приезжают из других сёл и городов.