Церковь Петра и Павла на Журавлёвке в Харькове

Решение о строительстве храма появилось у жителей Журавлевки в 60-х годах XIX века, что было связано с быстрым ростом города и включением территории последней в состав города. Естественно, что росло и число жителей Журавлевки, близлежащих хуторов и деревень, которые впоследствии составили Петропавловский приход. По приблизительным подсчетам, всех прихожан было около 3 тысяч. Прихожане в основном принадлежали к сословной группе государственных крестьян, но встречались среди них и мещане, и купцы, и дворяне.
Общим решением приходского собрания было определено построить храм в честь апостолов Петра и Павла, поскольку тогда еще не было храма, посвященного этим святым, а престолы, установленные в честь апостолов, в других церквях так обветшали, что требовали реконструкции или были уничтожены. До этого жители Журавлевки относились к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Скорей всего, мысль о создании храма принадлежит прихожанам, которые впоследствии возглавили строительный комитет и принимали активное участие в устроении храма. Ими были харьковские купцы Иван Васильевич Яковлев с женой Пелагеей, Алексей Иванович Левченко, Иван Гаврилович Вихрев, Анна Ильинична Чечерина, а также крестьянин Дмитрий Петрович Стронов. К тому же в 1870 году появилась возможность осуществить планы по постройке Петропавловского храма: умер Иван Васильевич Болотов и оставил по духовному завещанию 25 тысяч рублей на храм, который будет строиться первым после его смерти. Василий Иванович был купцом первой гильдии и занимался различными торговыми делами в городе, в частности, у него была сеть галантерейных магазинов. Жертвовал он на многие церкви, но не очень большие суммы, в конце же своей жизни решил осуществить крупный проект. Кстати говоря, в то время среди богатых людей это было принято: оставлять по духовному завещанию большие суммы денег на благотворительные цели. Благотворительность вообще была в почете и всячески поощрялась среди харьковчан, это, можно сказать, была национальная черта слобожанина, которую они наследовали от своих заднепровских предков.
После соответствующего прошения, поданного прихожанами в Консисторию, был утвержден проект будущего храма, сделанный епархиальным архитектором, и в 1872 году начато строительство. Так, строительный комитет, главными представителями которого были купцы Иван Васильевич Яковлев и Алексей Иванович Левченко, а также крестьянин Дмитрий Петрович Стронов, определил купить усадебное место у генеральши Козляниновой, всего около двух десятин, и на нем строить храм. Затем был куплен еще небольшой участок земли, чтобы в дальнейшем расположить на нем дом для священника и дьякона. План земли и купчая крепость были составлены и впоследствии в 1882 году переданы духовной Консистории первым настоятелем Петропавловского храма Николаем Пантелимоновым.
Таким образом, к 1875 году здание храма было построено в форме корабля, трехпрестольным. При постройке храма на южной его стороне прихожанами было постановлено построить дом для приходского училища со сторожкой. 21 сентября 1875 года высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Харьковский и Ахтырский, торжественно освятил северный придел, в котором был устроен престол в честь блаженного Василия Христа ради юродивого Московского Чудотворца, он являлся небесным покровителем главного благотворителя храма Василия Болотова. Освящение главного престола в честь святых апостолов Петра и Павла совершил викарий Харьковской епархии преосвященный Вениамин, епископ Сумской, 5 сентября 1876 года. Последний престол в честь святых пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи и мученицы Пелагеи, были небесными покровителями главных устроителей Петропавловского храма купцов Иоанна и Пелагеи Яковлевых, освятил высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский, 12 октября 1886 года. Петропавловский храм содержался в основном пожертвованиями благодетельных людей, которые в разное время внесли в пользу храма 4850 рублей. Фрески внутри Петропавловского храма писал московский художник Иван Максимович Челяпов. Им были изображены 80 сюжетов священного содержания, которые писались масляными красками в реалистическом, академическом стиле.
В 1902 году на территории Петропавловского храма возникло приходское училище, которое в последствии отошло городу. А уже в 1907 году церковно-приходской совет решал вопрос о постройке церковно-приходской школы. Бесплатное образование, которое давало самые элементарные и необходимые сведения, было первым шагом на пути к всеобщему образованию и повышению общего образовательного уровня. Таким образом, строительство начальных школ было очень востребовано и всячески поддерживалось местным населением, не исключая и жителей Журавлевки. Еще в 1896 году на достаточно большую территорию Журавлевки и близлежащих хуторов и деревень приходилась только одна воскресная школа при Петропавловском храме. В курсе воскресной школы изучались первоначальная грамота, Закон Божий, арифметика, география, история и законоведение, естественная история, сельское хозяйство, гигиена.
В декабре 1909 года в Петропавловском храме состоялось первое собрание «Кружка ревнителей Православной церкви», на котором была проведена религиозно-нравственная миссионерская беседа. Она вызвала живой интерес у слушателей, поскольку собравшихся было около 250 человек. В ту пору харьковчане страдали от серьезных различных болезней, но захватившая в 1910 году весь город холера прошла незамеченной в приходе, и, как выразился настоятель протоиерей Андрей Любарский, «наш приход Петропавловский Бог хранил, смертности от холеры совсем не было».
Как снег на голову обрушилось известие о государственном перевороте в 1917 году, а вместе с ним и о начале революции. Люди не могли разобраться в происходящем: везде устраивались митинги, дебаты, обсуждения, нередко все заканчивалась драками и потасовками, зачастую с жертвами. Особо грубую и настойчивую пропаганду вели большевики, которые вскоре пришли к власти, и начали с того, что полностью изменили привычный для людей уклад жизни. Один за другим следуют декреты об отделении церкви от государства, о запрещении преподавания Закона Божьего в школах, о выносе из общественных и административных учреждений всех икон, о запрещении крестных ходов и вообще любых массовых движений, осуществляемых верующими. Узнав о декрете, об отделении церкви от государства, прихожане Петропавловского храма после службы решили пройти крестным ходом на Соборную площадь, однако власти запретили проводить подобную акцию и люди должны были ограничиться местным молебном.
При наступлении немецко-гайдамацких войск большевики продолжают проводить агитацию среди народа по поводу вступления в ряды Красной армии, и говорят, что сумеют оказать отпор врагу. Настоятель Петропавловского храма протоиерей Николай Смирнов охарактеризовал их призывы так: «этому могли поверить люди наивные или природные трусы». С повторным водворением большевиков в городе усилились грабежи и насилия, начали проводиться ночные обыски. В середине 1919 года многие газеты сообщали о колебании власти большевиков, поскольку последняя отталкивала от себя народ своими бесчинствами. В августе 1919 года прихожане Петропавловского храма приняли участие в молебне на Николаевской площади, который проводился перед иконой Озерянской Божьей Матери по случаю освобождения города от большевиков. Преосвященный Феодор преподнес генералу Корнилову список с чудотворного образа Озерянской Божьей Матери. Как пишет настоятель Петропавловского храма протоиерей Николай Смирнов: «вздохнули свободно под охраной новой власти, стремящейся направить разбитую жизнь в правильное русло».
По свидетельству старожил, Петропавловский храм продолжал функционировать вплоть до 1937 года, когда его настоятель отец Андрей Толмачев был арестован Советской властью. Следующие свидетельства позволяют сказать, что в 1938 году протоиерей Андрей Толмачев был расстрелян.
Счастливые перемены в отношении государства к церкви, последовавшие в 40-х годах XX века, отразились и на Петропавловском храме, который был зарегистрирован органами власти 25 апреля 1945 года, и с этого момента в нем начали идти службы. Прихожанам храм достался в полуразрушенном состоянии. Старожилы рассказывают, что в войну отходившие большевики подожгли храм, поэтому купола сгорели, да и роспись внутри не уцелела. Во время войны немцы держали в храме лошадей, то есть превратили святое место в хлев.
В храме прежние купола были заменены новыми, более большими и соответствующими общему архитектурному стилю, которые сохранились и сегодня. Из двухкупольного храм превратился в пятикупольный, что произошло за счет постройки каменной паперти и размещению на ней трех куполов. Внутри храма были сделаны серьезные реставрационные работы, а также электрическая проводка, которая позволила заменить свечи в паникадиле на электрические лампочки. В храм была проведена вода, а пол, который был до этого бетонным, сделан деревянным. Территория Петропавловского храма была приведена в порядок: заасфальтирован участок вокруг храма и поставлена железная ограда.
В 2003 году по благословению владыки Никодима в Петропавловском храме проходят реставрационные работы. В том же году внутри храм заново оштукатурен и побелен, положен новый пол, начаты подготовительные работы по написанию фресок. В продолжении 2004-2006 годов окончена роспись храма, которая выполнена в реалистическом стиле академической манеры исполнения группой опытных художников-реставраторов. Под руководством Павла Евгеньевича Тряпицына над росписью храма работали Ольга Александровна Трувчанинова, Владимир Анатольевич Лукьянов, Александр Валерьевич Магдич, Павел Петрович Сорочинский, Владимир Михайлович Бурчиян. В основу расположения сюжетов взяты росписи византийских храмов. Использование светлых орнаментов во взаимоотношении с насыщенной по тону живописи позволило полнее подчеркнуть высоту и стройность внутренней архитектуры Петропавловского храма. В 2004 году были проведены строительные работы в алтаре, в результате чего алтарная часть и солея были значительно подняты над центральной частью храма. Впоследствии пол в алтаре и на солее выложены паркетом и вскрыты лаком. Новый резной иконостас и кованая ограда поставлены в 2005 году, тогда же сделан новый верхний клирос, полностью обшит притвор. В вечернее время храм украшает художественная подсветка, которая, как бы возвышая храм, делает его одной из интереснейших достопримечательностей Харькова.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?