20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы».
Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды».
Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж.
К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.
В ХVIII–ХIХ веках церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, но, как красноречиво говорят об этом архивные источники, полностью сохранила свой первоначальный облик. В 1829–1831 годах храм, пришедший в «совершенную ветхость», был до основания разобран, перебран и восстановлен в прежнем виде. До начала ХХ века под надзором профессиональных архитекторов регулярно проводились поддерживающие ремонты храма. В это время его посещали не только местные чиновники, но и путешествующие по Карелии знаменитости российского масштаба. Например, академик Н.Я. Озерецковский, профессор К.И. Арсеньев, ссыльный поэт Ф.Н. Глинка, историк Н.Г. Устрялов и др..
В XX веке храм ремонтировался несколько раз – в 1949, 1964 и 1975 годах. В 1952 году на церкви установлена молниезащита. В 1988 году проведены комплексные реставрационные работы под руководством В. Г. Копнина. Церковь снова была разобрана, под нее подведены новые фундаменты, заменены сгнившие участки стен, отреставрированы иконы, полностью заменены перекрытия и кровля.
По своему объемно-пространственному решению храм является одноглавым, что, впрочем, неудивительно – данный тип церквей был широко распространен в петровскую эпоху. Стены здания рублены из бруса, кровли тесовые, купола и шпили покрыты железом. Уже внутри церкви, прямо над входом в нее и как бы на втором этаже, находятся закрытые хоры. Это было любимое место Петра I, на котором он обычно располагался во время службы.
Как известно, Петр I неоднократно бывал в Европе, поэтому и во внешнем облике церкви, и в ее интерьере чувствуется западно-европейское влияние. Об этом красноречиво говорит многогранный уплощенный купол со шпилем, кресты без косых перекладин, высокие стрельчатые окна, граненые выступы алтаря и притворов, изящная форма литых чугунных печей в форме античных ваз, отлитых на Петровском заводе в 1721 году, ряд иных архитектурных и интерьерных деталей. Кстати, последний раз печи топили финские военные в годы Великой Отечественной войны.
Главное украшение храма – двухъярусный иконостас. Часть икон написана в традиционной манере, остальные – в духе живописи петровского времени. Местный ряд иконостаса включает иконы Спаса Вседержителя, Божией Матери Одигитрии, св. апостола Петра, св. Иоанна Златоуста, св. князя Александра Невского, св. Николая Мирликийского . Последняя из них заслуживает отдельного описания. Дело в том, что из выхода в пещеру, в которой сидит святой Николай, виден небольшой кусочек моря и парусное судно. Так вот, если внимательно присмотреться, можно заметить, что на мачте корабля развивается не просто флаг. Наш, российский триколор. Традиционный стяг торговых судов России. На мой взгляд, очень яркая и красноречивая деталь, которая говорит не только о том, что художник, написавший икону, был настоящим патриотом своей страны, но и о том, что идеи Петра разделяла значительная часть общества того времени. Многие надеялись и верили: придет время и суда под российским флагом будут бороздить дальние моря и даже океаны. И заходить в самые разные порты чужих стран. Не с войной заходить. С миром.
Все иконы местного ряда выполнены в темперной технике. Иконы праздничного ряда с изображением страстного цикла написаны маслом на холсте. Украшенный деревянной резьбой и объемными головками херувимов иконостас перевезен в первой четверти XVIII века из церкви святого апостола Петра при Лодейнопольской верфи, закрытой после окончания Северной войны. Поскольку лодейнопольский храм был, по всей видимости, чуть меньше по размерам, чем церковь в Марциальных водах, при осмотре внутреннего помещения последней можно заметить, что пространственно иконостас не так строго вписывается в интерьер, как то требуется каноном – между крайними его иконами и боковыми стенами остается свободное пространство.
В нарушение уже устоявшейся традиции последних десятилетий, церковь святого апостола Петра не передавалась православной церкви и до сегодняшнего дня остается в федеральной собственности, являясь частью экспозиции филиала Карельского государственного краеведческого музея в Марциальных водах. Но раз в год – 12 июля, в день Святых апостолов Петра и Павла, в ней обязательно проводится служба. Наверное, больше не в честь святых, а в память о том человеке, который так много сделал для России.