Церковь Параскевы Пятницы в Старом Городе

Церковь Параскевы Пятницы находится в селе Старый Город- одном из древнейших мест бывшей Тамбовской губернии, сейчас Республика Мордовия. Современное село Старый Город находится на месте древнего города Темникова, существовавшего здесь до XVI века. Первое документальное упоминание о г. Темникове встречается в раздельной грамоте Дмитрия Донского и Олега Рязанского, датированной 1382 годом.
Город стоял тогда на месте села Старый Город, в 10 километрах от нынешнего Темникова вниз по течению реки Мокши. Известно, что в 1535 году Елена Глинская, желая предохранить край от набегов татар, велела воздвигнуть целую оборонительную линию крепостей, и Темников в 1536 году был перенесён для этого на нынешнее его местоположение. А на его месте осталось поселение с названием Старый Город.
Первое упоминание о церкви в этом селе мы находим у председателя Ученой Архивной комиссии Тамбовской губернии А.Н. Нарцова в вышедшем в 1902 году в Тамбове отчёте «Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 года» Нарцов пишет: «В 1618 году по писцовым книгам в селе значится церковь святой великой Христовы мученицы Прасковеи, нарицаемой Пятницы, а в церкви образы и книги и свечи и всякой церковное строение приходных людей».
Посвящение церкви Святой Параскеве Пятнице очень характерно для этого периода строительства церквей. Самая известная из них находилась в Москве и стояла на торговой площади.
В Государственном архиве Тамбовской области сохранился «Геометрический специальный план Темниковского уезда села Старый Город с принадлежащими к нему всеми землями». План датируется 1784 годом. На этом плане в селе имеется церковь «великомученицы Параскевы и показана «писцовая церковная земля владения той церкви». Возможно, это та церковь, о которой писал Нарцов. К сожалению, больше никаких сведений об этой церкви мы не имеем. Исторически сложилось, что село не принадлежало одному владельцу. На этом плане мы находим внушительный список лиц – владельцев земель в селе.
Следующие исторические сведения о церкви опубликованы в книге Холмогоровых «Материалы для истории, статистики и археологии г. Темникова и его уезда», где они пишут, что в Епархиальных ведомостях 1815 года сказано, что в 1797 году в с. Старый Город была выстроена деревянная церковь, которая была посвящена Николая Чудотворцу. Возможно, это была вторая церковь на селе, а возможно предыдущая церковь, посвящённая святой великомученице Параскеве, которая пострадала от пожара, что очень часто случалось в те времена. Далее Холмогоровы пишут, что церковь, построенная в 1797 году сгорела в 1820 году, и на её месте в 1827 году выстроена каменная во имя Николая Чудотворца. В то время, когда Холмогоровы писали свою книгу, а это 1890 год, как они пишут «на месте деревянной старой церкви, в полуверсте от настоящей ещё стояла каменная полуразрушенная часовня».
Существует ещё одна дата постройки церкви. «Церковь каменная, построена на средства прихожан в 1840 году. Престолов два: главный, холодный, во имя святителя Чудотворца Николая и придельный, тёплый, во имя святой великомученицы Параскевы». Дата 1840 год на 13 лет позднее, чем та, которую дают Холмогоровы. Возможно, это просто чья-то неточность, а возможно речь идёт об окончании строительства пристроя в виде трапезной. Архивных документов на этот счёт не сохранилось, но результаты визуального обследования церкви не дают в этом сомневаться. Запись о том, что в 1840 году у церкви появился тёплый придел во имя святой великомученицы Параскевы, тоже подтверждает то, что появилось дополнительное помещение.
Приход со временем растёт, опять появляется необходимость увеличивать площади. И в 1884 году «прихожане изъявили мнение распространить трапезную в поименной церкви». «Дело об утверждении проекта на постройку церкви» начато 18 января 1884 года. На этом документе стоит подпись мл. архитектора Темниковского Губернского правления Свирчевского. Уместно предположить, что он и был автором проекта новой трапезной.
Здание церкви состоит из трёх объёмов: собственно храм, который построен в 1827 году, колокольня, построенная примерно в этот же период, и трапезная, первая, выстроенная в 1840 году, и вторая, которая расширила первую, выстроенная в 1884 году. Как мы видим, церковь и её пристрои выстроены на рубеже смены архитектурных стилей, что и нашло своё отражение в архитектуре здания.
Сам храм, построенный в начале XIX века в традициях классицизма, вобрал в себя все характерные черты этого стиля: квадратный в плане, увенчанный барабаном в виде ротонды и куполом. Фасады храма очень скромно украшены. Несколько прямоугольных ниш над простыми прямоугольными окнами. Вся архитектура строится на совершенных пропорциях простых линий и их сомасштабности.
В 1884 году, когда пристраивается последняя трапезная, церкви по России строят в «русско-византийском стиле». И автор проекта Свирчевский, как мы видим, подвержен этому влиянию. По высоте конёк крыши новой трапезной упирается под начало барабана купола с одной стороны и перекрывает второй ярус колокольни с другой, создавая впечатление массивности и несоразмерности, что, конечно же, отражается на внешнем облике всего здания церкви. Соответственно высоте трапезной сделаны и большие арочные окна, а весь фасад перегружен мелкими деталями, в частности, дробные русты на пилястрах между окнами.
При натурном обследовании здания церкви были выявлены стены первой трапезной, которые сейчас находятся в интерьере поздней трапезной. После раскрытия штукатурного слоя были обнаружены оконные проёмы, которые позже были растёсаны под входы в пристроенные приделы. Над оконными проёмами, а они были полуарочными, прослеживается кирпичный декор, который был стёсан во время перестройки трапезной. Та стена первой трапезной, которая подходит к колокольне, не имела рустов и представляет собой ровную поверхность до самого карниза. Форма и высота карниза повторяются на сохранившихся наружных углах примыкания трапезной к храмовой части, но там карниз, находясь на внешней стороне здания, претерпел разрушения от атмосферных воздействий. Эти узлы примыкания трапезной к храму на южном и северном фасадах не имеют перевязки кладки с храмовой частью. Различаются также размеры кирпича, цвет и состав раствора, в свою очередь подтверждающие, что первая трапезная пристроена к храму позднее. Кроме этого, поднявшись на своды перекрытия первоначальной трапезной, можно увидеть следы примыкания её крыши к храмовой части, в виде поздней подтёски кирпича и различной штукатурки около этих следов. Множество следов переделки в этом месте наводит на предположение, что первоначально в этой западной части храма мог быть притвор. На это указывают и ниши, аналогичные нишам над проёмами окон храма, трапезной около окон храмовой части над проёмами, расположенными в первой пристроенной трапезной, и отсутствия таковых под другими проёмами той же трапезной.
Попав в помещение между колокольней и трапезной, обнаруживаем, что стены поздней пристройки изнутри не оштукатурены и примыкают к колокольне без перевязки кладки. Там же, на первой трапезной, как и на колокольне, сохранилась оштукатуренная стена, которая, судя по всему, была раньше внешней. При перестройке эту стену, как и стену колокольни, попавшую внутрь объёма последней пристройки трапезной, не подвергали разрушению или переделкам, т.е. можно с уверенностью сказать, что эти стены белились последний раз где-то в 1884 году, так как в этом не было необходимости позднее, и, следовательно, они доносят до нас расколеровку на период до 1884 года.
Возведение крыши над второй пристройкой трапезной поглотило своим объёмом следы первоначальных переделок, сохранивших их в открытом виде, что удобно для исследований.
Советский период оказал на памятник разрушительное воздействие. После конфискации здания у церкви холодная церковь во имя святого Николая Чудотворца была приспособлена под склад. Для этого её утеплили, соорудив деревянное перекрытие потолка с земляной засыпкой на высоте 5-6 метров от пола, около столбов восточной стены были установлены две печи. В центре купола, после снятия главы с крестом, было пробито отверстие для дымоходной трубы.
Трапезная была отдана арендаторам, которые соорудили в северной стороне механическую мельницу, а остальное помещение служило складом.
Одновременно с разрушением храма разрушалась и колокольня. Была снесена вся верхняя часть до нижнего яруса. От среднего яруса, по словам жителей, колокольня была трехъярусная, частично остались столбы, дающие отдалённое представление о конструкции сооружения.
Несколько слов о территории церкви. На плане с. Старый Город, датированном 1885 годом, мы видим изображение огороженной церкви, к этому времени она уже была расширена по проекту Свирчевского. По воспоминаниям жителей, у церкви в ограде с трёх сторон были кирпичные арочные ворота с калитками. Ограда же была металлической между кирпичными столбиками.
В результате проведённой поисковой работы выявлены два исторических плана, датированных 1784 годом и 1885 годом.
Совмещение их с современным генпланом показывает, что церковь, обозначенная на плане 1784 года, располагалась совершенно в другом месте от рассматриваемой существующей. План 1885 года даёт соответствие с современным состоянием. Вероятнее всего предположить, что церковь, посвящённая великомученице Параскеве Пятнице, обозначенная на плане 1784 года, сгорела, и какое-то время сохранялась в памяти. Вновь построенная во имя Николая Чудотворца так же сгорела, но на её месте была построена каменная, очевидно, без придела, о чём свидетельствуют Холмогоровы.
Из доклада Нарцова следует, что в 1840 года строится тёплая церковь во имя Параскевы Пятницы. Судя по всему, это было строительство придела в пристраиваемой трапезной церкви Николая Чудотворца.
Действительно, на восточной стене трапезной, южнее входа в холодную церковь сохранилась ниша, вероятно, для иконы, т.е. придел первоначально располагался в этом месте. Необходимо отметить, что симметричная от входа ниша отсутствует на той же стене.
После расширения трапезной в 1884 году придел был перенесён во вновь расширенное, южное помещение, где и находится в настоящее время, о чём свидетельствуют росписи и следы от икон на стенах, а также приподнятый пол в этой части здания.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?