Церковь Параскевы Пятницы в селе Барабаново в 60 км от города Красноярска. По данным, содержащимся в работах академика Бахрушина, это село, основанное казаками, появилось в конце XVII века. В середине XIX здесь был основан приход, в состав которого вошли деревни Карымское, Шивера, Додоново и Барабаново.
Необходимость открытия прихода имела множество обоснований. В одном из указов духовных властей 1855 года, с озабоченностью отмечалось, что «Браки официально не регистрируются, не ведутся метрические книги, а дети рождаются и значатся незаконнорожденными». Вследствие отсутствия приходской церкви, жители зачастую вообще не соблюдали религиозных правил…
В начале 1850-х годов жители четырех деревень Карымской, Шивера, Додоново и Барабаново принимают решение о строительстве церкви и основании прихода. В это время в каждой из деревень имелась деревянная часовня. В Барабанове она существовала, по некоторым сведениям, с 1826 года, в Шиверах – с 1823 года. В деревне Карымской даже старожилы не помнили, когда и кем была построена часовня. В деревне Додоново существовавшая часовня, была, как и в Шиверах, возведена без архиерейского разрешения. Как сообщают документы того времени года постройки этой часовни жительствующие “определить за давностью не могут”.
В архивных делах Барабановского прихода указан день 20 марта 1852 года как день схода жителей четырех деревень, население которых составляло более 2000 человек. В документах отмечено, что приходскую церковь предполагалось выстроить из дерева. Будущие прихожане «обещались» выбрать приличное место для размещения церкви и проживания церковного причта. На строительство церкви жителями были собраны средства в размере 454 руб. и 69 коп. серебром. Всего на строительство церкви в последствие было собрано 7200 руб., из которых 1500 руб. серебром пожертвовано красноярским купцом 1-ой гильдии Иваном Ивановичем Токаревым, который был известен своей благотворительной деятельностью, а так же активным участием в жизни Красноярска и его окрестностей.
По сложившейся издавна традиции, к участку для постройки барабановской церкви были предъявлены жесткие требования. Как записано в документах церковного архива, «место должно быть безопасным от воды и огня, горизонтальное, ровная сухая возвышенность, несмотря на то, что здесь глиняный грунт». Через некоторое время обществом была выбрана площадка для церкви, а ее план и фасад были одобрены Енисейской губернской строительной комиссией. Однако в 1853 году новая комиссия признала выбранное место не пригодным. По заключению этой комиссии место для церкви «Близко к жилому строению, а значит, велика опасность, что церковь может пострадать во время пожара. Мало места, а значит невозможно поставить церковную ограду. С севера имеется склон, откуда стекающие воды буду влиять на прочность здания».
Новая площадка для строительства церкви была выбрана при въезде в деревню, при дороге, в 50 саженях от других строений, на возвышенности, где песчано-глиняный грунт, почва твердая. Эта площадка находилась в 10 саженях от ранее выбранного места. Церковь предполагалось строить по прежде утвержденному плану. Комиссионное решение о выборе нового участка для церкви было подписано 13 июля 1853 года архитектором Яковом Набаловым, под наблюдением которого в то время в Красноярске осуществлялось строительство на Новобазарной площади Рождественского собора, запроектированного известным петербургским архитектором К.А. Тоном. Я. Набалов также известен как один из строителей знаменитой часовни Параскевы в Красноярске.
Всю зиму 1853 года в Кантатском логу заготавливали и вывозили через замерзший Енисей бревна для стен здания. Подрядчиком на строительстве церкви в Барабанове являлся мещанин города Ардатова Нижегородской губернии Анатолий Касьянович Саянивич, прочтение фамилии может быть неточным, записи в документах неразборчивы, который в качестве вознаграждения по окончанию работ 5 ноября 1857 года получил 1900 руб. серебром, о чем сообщал местный священник в Томскую духовную консисторию. Строительство церкви осуществлялось артелью местных плотников: Черкашиных из Барабаново, Айкановых из Шиверов, Черных из Карымской, Минеевых. Ответственным за постройку стал местный житель Николай Стефанович Черкашин. Отдельные виды работ на барабановской церкви выполнялись «по раскладке» местными жителями самостоятельно, не требуя за свой труд ни какой уплаты. Так были построены многие приходские сибирские церкви. Строительство церкви Параскевы в Барабанове окончилось в 1856 году, о чем свидетельствует документ о расчете с подрядчиком. В 1863 году в целях увеличения конструктивной надежности здания под основание церкви был подведен каменный фундамент, а сама церковь была обнесена деревянной оградой.
Жители прихода тщательно заботились о своей церкви. Это подтверждает акт осмотра здания от 1864 года комиссией, в которую, кроме священника и диакона вошли крестьяне Владимир Черкашин, Никифор Коркунов, Спиридон Коркунов и другие. В нем записано: «Паникадила и иконостас прочные, цепи и винты не потерты, иконы прочно держатся в иконостасе, колокольная лестница удобная и крепкая, колокольные брусья, где повешены колокола крепкие без гнилости, веревки колоколов не потерты». Вывод комиссии однозначен – всё устройство прочно и крепко.
Более удачного места для строительства церкви трудно себе представить: вознесенная на холме, церковь словно парит в небе над селом и Енисеем. Удачно вписанная в окружающий ландшафт, церковь обращает на себя внимание любого, кто путешествует по суше или по реке. По старинной сибирской традиции вокруг церкви были высажены многочисленные сосны. Рядом с большими и знаменитыми на всю Енисейскую губернию религиозными сооружениями существовали целые аллеи вековых сосен. Старожилы Барабаново тоже вспоминают о соснах вокруг своей церкви, которые стали вырубаться местным населением уже в 30-е годы ХХ столетия.
Внимательное рассмотрение архитектурных форм сохранившей барабановской церкви Параскевы позволяет сделать вывод об использовании при ее строительстве образцового проекта. Такого рода проекты специально разрабатывались для сельского церковного строительства и издавались в виде альбомов. Один из таких альбомов – «Атлас проектов церквей сельских построек» был опубликован Министерством государственных имуществ в Санкт-Петербурге в 1853 году. Альбомы с набором различных по материалу стен и вместительности церквей хранились как у светских властей, так и у церковных, в духовных консисториях. Сельскому обществу оставалось только выбрать, понравившейся образец, соответствующий численности прихожан и финансовым возможностям прихода. В выборе образцового проекта, легшего в основу Барабановской церкви, существенную роль могла сыграть генетическая память прихожан, являвшихся, судя по данным Переселенческих книг, потомками выходцев с Русского Севера.
Традиции изумительного вологодского и архангелогородского деревянного зодчества ХVII-ХVIII веков, по-видимому, были еще очень сильны в среде жителей деревень барабановского прихода. Уж слишком напоминает церковь Параскевы знаменитые деревянные церкви европейского севера России. Тип самой постройки явно сохраняет традиции сибирского народного деревянного зодчества. Церковь построена согласно старинным канонам. Ее объемно-пространственное решение включает в себя притвор с колокольней над ним, трапезную и храм с пятигранной алтарной апсидой. У западного фасада колокольни предположительно изначально существовала крытая паперть-крыльцо.
Пятиглавый храм состоит из «восьмерика на четверике». Навершие храма не типично: это шатер, окруженный «хороводом» треугольных фронтонов и четырьмя луковичными главами на барабанах. Этот же тип навершия использован в колокольне барабановской церкви. Издревле известное русским зодчим шатровое завершение храмов вполне обычно для периода строительства церкви в селе Барабаново. Достаточно вспомнить величественные шатры Рождественского собора в Красноярске, служившие отличительной чертой произведений крупнейшего русского архитектора середины ХIХ века К.А. Тона. В этой связи можно предположить, что образцовый проект шатровой церкви жителям барабановского прихода мог быть предложен архитектором Я. Набаловым, в свое время посланным в Красноярск К.А. Тоном.
Центральный барабан храма имеет форму цилиндра – многогранника, он вытянутый легкий и стройный. Яблоко, которым увенчан барабан, выполнено граненным. Сегодня храмовое навершие и колокольня сохранили ажурные кресты, их два. В прошлом оконные проемы были все, вероятно, забраны фигурными решетками. Окна расположены в двух ярусах и смотрят на четыре стороны света. Конфигурация окон – полукруглая. Дверных проемов было три, они располагались: один при входе, два с южной и северной стороны. Вероятно, они были оформлены крылечками, которые имели специальные крыши – навесы. Мы можем судить об этом по тому факту, что над входами сохранились гнезда для этих навесов. К сожалению, и крыльцо, и навесы сегодня разрушены.
Церковь построена из сосновых бревен и только впоследствии была обшита тесом. По нашему мнению, церковь от этого много потеряла: золотистый цвет вначале, а впоследствии – вишневый цвет сосны на солнце, вероятно, был необычайно красив, а сама церковь недаром казалась современникам теплой и живой. По документам Красноярского краевого архива узнаем, что первоначально крыша церкви была выкрашена зеленой медянкой. Но никакого нарушения в этом не было, так как православный канон требует, чтобы сооружение в честь Параскевы и росписи в ней имели обязательно красные и зеленые цвета.
Здание церкви Параскевы имеет на удивление большие размеры, что является довольно редким для подобных сооружений того времени. Не следует забывать, что это не городская церковь, а всего лишь храм в отдаленном селе. Вероятнее всего, размеры церкви объясняются необходимостью вмещения большого количества прихожан. Внутреннее пространство церкви поражает своим простором, особенно большой трапезной, в которой могла собираться вся община. Во внутреннем устройстве здания церкви имеются некоторые несоответствия. Когда находишься внутри, кажется, что завершение церкви выполнено в виде купола, символизирующего «Небесный свод». Но это обманчивое впечатление. На самом деле снаружи находится восьмигранный шатер.
Не стоит забывать, что мы говорим о церковном здании, которое находится в холодной и суровой Сибири. Строители позаботились о прихожанах. По всей вероятности, в углу трапезной помещалась печь. Между стенами, как считают архитекторы, оставлено свободное пространство. Когда печь топилась, промежутки между стенами прогревались теплым воздухом. Поэтому в помещении было тепло даже зимой и службы можно было вести круглогодично.
Оригинально решен вопрос о безопасности церкви. Высокие главы, увенчанные металлическими крестами, могли притягивать разряды молнии во время грозы. Чтобы этого не произошло, от креста и от шаров по углам, шел громоотвод – толстая проволока, которая шла к плитам, вкопанным в землю.
Внутреннее убранство церкви первоначально не было особенно богатым. Не была богатой и сама приходская церковь. Вплоть до 90-х годов XIX века в архивных документах не указывалось никакого церковного имущества. Предметов внутреннего убранства церкви не сохранилось, за исключением фрагментов настенных росписей, оказывающих на зрителя большое эмоциональное воздействие. Вопрос о времени появления этих росписей и их авторе пока остается открытым.
К сожалению, сегодня здание церкви Параскевы Пятницы в селе Барабаново находится в плохом техническом состоянии. После 1930-х годов службы в церкви стали редкими. В 50-х годах XX века службы в церкви были прекращены, а она сама превращена в склад зерна. Утверждают, что еще в 1970-е годы сюда приходили молящиеся на большие церковные праздники, но никто уже не заботился о сохранности церкви. В 1980 году церковь была взята под охрану государства. В 2003 году освящена заново, и на Крещение здесь проходят богослужения.
Здание церкви Параскевы в селе Барабаново является памятником деревянной архитектуры середины ХIХ века, редким образцом сохранившейся церковной постройки, в основу которой был положен образцовый проект. Это произведение архитектуры донесло до наших дней особенности русской строительной культуры ХIХ века, неразрывно связанной с глубоко укоренившимися традициями народного деревянного зодчества.