В нашем исследовании мы затронем историю Озерянской церкви на Холодной горе, которая начинается с построения в 1847 году часовни во имя Озерянской иконы. Необходимость ее строительства была связана с установлением в Харьковской епархии в 1843 году крестных ходов с чудотворной иконой. Согласно Высочайшей резолюции Синода РПЦ от 16 октября 1843 года в Харькове учреждалось 2 крестных хода. Первый следовало проводить 30 сентября, т.к. 1-го октября Покровский монастырь праздновал храмовый праздник, а второй 22 апреля, потому что 23 апреля праздновался храмовый праздник в Куряже. В этот день Озерянскую икону несли из Харькова в Куряж, где она до 1844 года находилась постоянно.
Часовня была построена на том месте, где икону встречали по прибытии ее в город и до этого же места ее провожало городское духовенство в день ее выноса из Харькова. В 1874 году часовня была перестроена в небольшой храм , который использовался духовенством для переодевания во время встречи и провод чудотворной иконы. Только в конце 80-х годов XIX столетия в ней стали совершаться службы монахами СвятоПокровского монастыря по воскресным и праздничным дням. Ответственность за храм нес монастырь. Церковь вмещала 100-150 человек, тогда как прикрепленный к ней приход имел более 1000 человек с перспективой роста числа прихожан. Долгое время в стенах и своде храма существовали трещины. Поэтому возникла необходимость в строительстве нового большого храма, который бы удовлетворял всем требованиям нового прихода. В мае 1889 года храм перешел в руки церковно-приходского попечительства, которое теперь находилось при церкви и этот вопрос стал решаться быстрее. В 1890 году попечительство обратилось за помощью к епархиальному архитектору с просьбой о временном расширении церкви и о составлении плана для постройки новой церкви. План-проект был составлен и вскоре одобрен Его Высокопреосвященством архиепископом Харьковским Амвросием. В 1892 году уже была совершена закладка нового храма. Новая церковь строилась на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян. По плану должна была вмещать до 1500 человек. Стоимость работ предполагалась в размере 45.000 руб., правда, в 1890 году попечительство располагало только суммой в 15.000 руб.. Получение же недостающего количества денег предполагалось осуществить через частные пожертвования. Жертвователю самой большой суммы денег, который смог бы осуществить строительство южного предела храма, предоставлялась возможность самому выбрать имя святого в честь которого был бы освящен престол. Строительство новой церкви началось 24 июня 1892 года и было окончено через девять лет 23 сентября 1901 года стараниями священника Максима Пономарева. В этот же день храм был освящен преосвященным Иннокентием епископом Сумским. На саму постройку церкви, покупку утвари и т.д. было израсходовано 150 тыс. рублей, жертвователями которых, главным образом, были москвичи.
Храм находился на возвышенном месте и органично завершал силуэт высокого плато Холодной горы. Благодаря своему местоположению, высота колокольни, изящному силуэту, он играл доминирующую роль в застройке западной части города, являясь одним из главных элементов панорамы района со стороны исторического центра. На архитектурное искусство России периода конца XIX начала XX столетий оказывало такое направление как исторический эклектизм с характерным для него разнообразием стилистических направлений и принципом свободы выбора стиля. Одним из вариантов эклектики был «руссковизантийский» стиль. Лучшими примерами такого стиля в храмовом зодчестве Харькова являются Благовещенский собор, Дмитриевская церковь архитектора М. Ловцова и Озерянский храм на Холодной горе архитектора В.Х. Немкина, который с 1865 года до 1906 года занимал в Харькове должность епархиального архитектора. Талантливый воспитанник Петербургского института гражданских инженеров, профессор Харьковского технологического института Владимир Христианович Немкин составил проекты многих храмов и зданий, которые и до сих пор являются лицом Харькова. Среди них Озерянский храм Покровского монастыря, Серафимовская церковь, Николаевский храм, дом настоятеля, бывшая Консистория и др. Холодногорский Озерянский храм представляет собой трехнефовую базилику с внешними стенами, сильно декорированными элементами готики. Прототипом этого сооружения были ранневизантийские храмы.
Проект Озерянского храма был положен в основу для строительства церквей в городе Лебедин, в селе Водяное и слободе Мартовая Харьковской епархии. Озерянский храм построен в форме креста. Его венчают 2 купола. Крыша была окрашена в серовато-голубой цвет. В 1984 году старая кровля была заменена медной, а на центральном куполе установлено новое завершение. Постройка выполнена из красного неоштукатуренного кирпича и отличается высоким качеством строительных работ. Здесь ясно обнаруживается влияние т.н. «кирпичного стиля», в котором на смену изысканности профелированной детали приходит сплошной орнаментный ковер из лицевого кирпича. Однако, несмотря на обилие кирпичного декора, была сохранена цельность силуэта храма и образность композиционного решения.
Очень близка Озерянскому храму по стилевым характеристикам церковь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе, которая также выложена из кирпича красного цвета.
Массивному, квадратному в плане, четырехстолпному объему церкви, увенчанному световым барабаном со сферическим куполом, противопоставлена стройная четырехъярусная колокольня, установленная в торце западного притвора. Боковые стены в виде трехгранников слегка выступают из плоскостей северной и южной стен. Фасады здания насыщены архитектурными деталями, заимствованными из древнерусского культового зодчества. В интерьере церкви сохранился представляющий художественную ценность трехъярусный керамический иконостас, в решении которого использованы барочные приемы. Иконостас имел и свою особенность: он был уставлен иконами не с одной только стороны, как это обыкновенно бывает, а с обеих наружной и внутренней. Внутренние стены храма почти все были расписаны.
Церковь имела три престола: центральный был освящен в честь Озерянской иконы Божией Матери, южный в честь равноапостольного князя Владимира и северный в честь св. Амвросия Медиоланского. В дальнейшем храм претерпел капитальную перестройку по проекту архитектора В.Н. Покровского, который в 1906 году заменил В.Х. Немкина на месте епархиального архитектора Харькова. Уже с 1901 года вокруг храма существовала каменная ограда с железными решетками.
После 1917 года положение Церкви в государстве резко изменилось. Политика большевиков по отношению к Церкви была направлена на ликвидацию ее как «опиума для народа», на утверждение атеистического мировоззрения. Проведение в жизнь всех декретов и постановлений, касающихся Церкви, осуществлял пятый отдел наркомата юстиции. В связи с этим в Харькове был создан Губликвидком, состоявший при гублисполкоме, претворявший в жизнь антицерковную политику. Декретом от 22 января 1919 года все церкви и все церковное имущество объявляются государственной собственностью, национализируются капиталы церквей, сельскохозяйственный «живой и мертвый капитал», социализируется земля. Здание церкви, культовое имущество могли быть переданы властями общине верующих в постоянное бесплатное пользование только по договору. Церкви Харькова передавались различным приходским советам на основании договоров, заключенных согласно декретам и постановлениям о передаче храмов верующим. Был заключен такой договор и с общиной Озерянской церкви 20 февраля 1925 года с Губисполкомом, а 16 октября 1926 года таковой договор был, по-видимому, подтвержден в той же инстанции и был утвержден устав общины.
Жизнь верующих изменилась. Внутри общины избирается Совет, собирались общие собрания, где выбирали служителей культа, старост. Произошли изменения в среде духовенства. Некоторая часть священнослужителей, поддавшись влиянию внутриполитических процессов, происходящих в стране, ушла в обновленческий раскол. Харьков не стал исключением. Настоятелем прихода в то время был протоиерей Сергий Ильинский, а старостой некто Панченко. В августе 1923 года Озерянскую церковь заняли обновленцы и владели ею три месяца. В ноябре 1923 года она была освящена и в ней возобновились православные богослужения, но в декабре этого же года она снова была занята обновленцами, которые владели ею до 1933 года. Осенью 1933 года Озерянская церковь стала кафедральным храмом Высокопреосвященного экзарха Украины митрополита Константина, а после выезда Владыки митрополита в Киев, в ней совершали богослужения преосвященные архиепископ Иннокентий и епископ Вячеслав. В 1938 году епископская кафедра была перенесена в Казанскую церковь, а в Озерянской церкви богослужения прекратились до 1942 года.
С 1942 года богослужения были возобновлены, причем несколько месяцев храм находился под влиянием раскольника Феофила Булдовского, а с лета 1942 года окончательно перешла в ведение законно-канонического православного епископа. В годы Великой Отечественной войны в Озерянском храме велась патриотическая работа помощи Родине. Общая сумма денежной помощи на оборону Родины и семьям воинов составила свыше 600 тыс. рублей.
За время с 1943 года по 1945 год Озерянский храм был капитально отремонтирован. При восстановлении левого придела он был освящен во имя всех святых. В 1954 году в храме было устроено центральное отопление. Озерянская община начала возрождаться в 90-х годах XX столетия. Это могло произойти только благодаря отсутствию сдерживающей внешней силы и активной деятельности как священнослужителей, так и прихожан. Например, только за время служения протоиерея Николая Бараненко был обновлен иконостас храма и открыта одна из первых в городе Воскресная школа. В настоящее время община опекается трудами архимандрита Виталия Жукова, который по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима с 12 июня 2000 года является настоятелем СвятоОзерянской церкви. Под руководством архимандрита Виталия община продолжает духовно и материально расти. Уже летом в капитальном двухэтажном кирпичном здании, которое находится рядом с храмом, была открыта иконная лавка с богатым выбором духовной литературы. Таким образом, Свято-Озерянский храм не был существенно изменен в годы Гражданской и Великой Отечественной войн и сохранил свой первозданный вид. Эта церковь, занимая одну из самых высоких точек города Харькова, уже 100 лет является видимым свидетельством благоговейного почитания харьковчанами святыни нашего Слободского края Озерянской иконы Пресвятой Богородицы.