Церковь Ольги равноапостольной в Ольгино

Церковь во имя Святой равноапостольной княгини Ольги российской была выстроена в 1897-1898 годах в поселке Ольгинском, в период прокладки участка железной дороги между станциями Красноярск-Правый и Клюквенная. Строительство осуществлялось на средства прихожан и фонда имени императора Александра III по одному из образцовых проектов Министерства Путей сообщения. Куратором строительства был начальник работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги Н.П.Меженинов. В строительстве принимали участие инженеры М.Ястребов, Н.Нехорошев, Л.Блуменау, М.Циглер-фон-Шафгаузен.
Деревянное здание Ольгинской церкви имеет крестообразную композицию плана: основная квадратная часть имеет по сторонам боковые рукава и прямоугольную апсиду, вынос которой одинаков с выносами рукавов. К прямоугольной в плане трапезной, имеющей широтную ориентацию, с запада примыкает паперть с крыльцом. Главный объем здания относится к типу «широкий восьмерик на четверике» и завершен невысоким шатром с крупной главой. Места конструктивного перехода от четверика к восьмерику выявлены на фасадах храмового объема односкатными треугольными кровлями. Каждая грань восьмерика завершается треугольным щипцом и прорезана двумя узкими вертикальными оконными проемами. Мощная шея храмовой главы по нижней своей части опоясана «хороводом» треугольных закомар. Звонница церкви представляет собой упрятанное под двускатную кровлю небольшое помещение с проемом. В южном помещении паперти находится двухмаршевая лестница.
Стены здания срублены из крупных бревен с остатком. Монументальная бревенчатая поверхность стен нижнего яруса церкви контрастирует с поверхностями стен храмового объема, обшитых досками. Фасады северного и южного рукавов креста прорезаны тройным окном и не имеют входов. Тройное окно обрамлено рамочным наличником, вертикальные образующие которого продлены вверх и наложены на пояс фриза, составленного из вертикально уложенных досок с фигурно выпиленным низом. Низ вертикальных образующих рамы наличника украшен тремя «каплями». Стены северного и южного фасадов рукавов креста завершены треугольными фронтонами. Каждый фронтон украшен подвесной конструкцией из четырех висячих резных гирек, объединенных горизонтальной балкой. Тимпан фронтона прорезан парой амбразур фигурной формы. Карниз фронтона украшен подзорами с пропильной резьбой.
Западный фасад здания имеет двупольный дверной проем. Створки деревянных дверей обшиты листовым металлом. Верхняя часть фасада прорезана фигурным проемом в виде латинского креста. Прямоугольные оконные проемы звонницы на боковых фасадах здания акцентированы треугольными фронтонами, врезанными в двускатную крышу. Каждый фронтон украшен «висячей гирькой» с врезанной в нее горизонтальной балкой. Прямоугольные вытянутые пропорции окна здания обрамлены простыми рамочными наличниками. Подоконная доска рамы наличников имеет в средней части полукруглый выступ, оформленный в виде «дольки апельсина». В окна вставлены решетки из металлического прута. Конструкция западного крыльца опирается на четыре четырехгранных столба. Верхние части столбов украшены парами фигурных кронштейнов. Крыльцо имеет крышу усложненной формы: в двускатную крышу с запада врезан треугольный фронтон с собственной двускатной крышей. Карнизы крыши крыльца украшены резными подзорами с пропильной резьбой. Интерьер храма богато украшен накладной декоративной резьбой, насыщенность которой возрастает в верхней части здания.
В боковых приделах сохранились фрагменты резных деревянных иконостасов. Двухъярусная алтарная преграда приделов представляет собой трехчастную раму, центр которой завершен треугольным щипцом. Тектоническую основу конструкции иконостаса образуют пилястры: в верхней части филенчатые, в нижней – без филенок. Каждая капитель пилястр верхнего яруса украшена деталью в виде равноконечного креста. Поле щипца украшено декоративным резным пояском волнообразного рисунка. Окрашенная поверхность иконостаса имитирует фактуру мрамора. Поверхности «тумб» украшены декоративными панно с рисунком из крестообразных элементов. Кровля здания металлическая. Габариты здания – 23.02 х 17.20 м.
Утрачен крест на храмовой главе, элементы внутреннего убранства, частично декор фасадов.
Хорошо сохранившийся пример деревянной православной церкви конца XIX века в формах «русского стиля», выстроенный на основе образцового проекта.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?