Церковь святителя Николая в селе Варзуга входит в число храмов некогда большого Петропавловского Варзугского прихода, расположенного по обоим берегам реки с тем же именем. Сегодня это Терский район Мурманской области, протянувшейся вдоль берега Белого моря на Кольском полуострове. Другой вариант названия района — «Турий», бытовал в древности и обозначал весь полуостров. Первые славянские поселения здесь отмечены еще в XII веке. По большей части среди жителей были выходцы из новгородских и ростово-суздальских земель. В XIV-XV веках в этой богатой местности уже появились владения влиятельных новгородских бояр. В 1471 году все здешние земли переходят под власть великого князя московского – Ивана III Васильевича. С 1486 года на Терских землях обширные угодья принадлежали Соловецкому монастырю, немного позднее – Антониево-Сийскому и Спасо-Прилуцкому монастырям. До 1682 года территория входила в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской и Важеской.
Село Варзуга уже в XV-XVI веках считалось одним их крупнейших на «Турьем берегу». По Описи 1563 года оно раскинулось по обе стороны реки и имело три деревянных храма: святителя Николая и апостолов Петра и Павла на левом берегу – в большей части села; и Успения Пресвятой Богородицы на правом Пречистенском берегу реки Варзуги. Успенский храм, наиболее знаменитый, существовал и ранее: первое свидетельство о нем датировано 1491 годом. Об этом можно судить на основе тарханной грамоты архиепископа Новгородского Геннадия от данного года об освобождении от архиепископских сборов Варзугской церкви, принадлежащей Соловецкому монастырю. Предание гласит, что эта грамота относится именно к Успенской церкви, хотя существует мнение, что имелся в виду Никольский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы. В 1575 году все эти храмы упоминаются как заброшенные: «волость Варзуга над рекою над Варзугою, а в волости церковь Никола чудотворец, да церковь теплая с трапезою Петра и Павла, стоят без пенья. Да за рекою за Варзугою от Умскои стороны церковь с трапезою Успенье Пречистые стоит без пенья». Причиной такого запустения стал опричный карательный поход 1565 года, получивший название «Басаргин правеж». Лишь на рубеже XVI-XVII веков в приходе были возведены еще два храма. В 1597 году — «лета 7105 мца апреля в 10 день» – Афанасьевский и, немного позднее, — Зосимо-Савватиевский, об этом говорится в грамоте преосв. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 года на построение нового Афанасиевского храма взамен ветхого. В XIX столетии при храмах существовали две колокольни.
Из пяти храмов до нашего времени в разной степени сохранности уцелело четыре, храм во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких был разобран около 1877 года. Они составляют Успенский и Никольский храмовые комплексы. Из двух колоколен осталась только одна – при Успенском храме 1674 года. Остальные три храма неоднократно перестраивались. Существующий ныне храм св. Афанасия Великого, входящий в Успенский храмовый комплекс, датируется 1877 годом, а Петропавловский – 1864 годом.
Церковь во имя святителя Николая с приделом Илии пророка, как это уже было сказано, впервые упоминается в 1491 году, когда ее «возобновили» на месте еще более древней иноки Соловецкого монастыря. На протяжении XVI столетия церковь неоднократно фигурировала в писцовых книгах. В этот период при ней, по всей вероятности, существовал придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. Пока не найдены сведения о ее облике и возобновлениях до конца XVII века. Как бы то ни было, существующий ныне храм был вновь выстроен в 1705 году на средства местных жителей и освящен 28 и 29 июня по ст. ст.. Новый храм представлял собой четырехугольный сруб, крытый на четыре ската и увенчанный пятью главками. Одна главка венчала придел. В 1851 году к храму пристроили галерею с западной стороны сруба. При храмах святителя Николая и апостолов Петра и Павла в 1885 году на месте ветхой возвели колокольню, которая не сохранилась до нашего времени.
Ее небольшой подбор состоял из семи старинных колоколов XVII-XVIII веков. Так, в 1694 году небольшой колокол пожертвовал житель Каргополя: «202 году купил сей колокол Варзугской волости церковь Петра и Павла и Николая Чудотворца на церковныя деньги каргопол Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.». Еще один колокол весом в 13 пудов, согласно надписи на нем, был отлит в 1755 году: «лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу – 1755 год. Лил мастер Иван Христофоров». Наиболее интересен третий из них весом в 125 пудов. Из надписи на нем мы узнаем, что изготовившие его мастера принадлежали к известной в конце XVII века семье литейщиков Лодыгиных: «лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины». Дата отливки колокола неизвестна, но на основе данных о деятельности мастеров из этой семьи, его можно датировать концом XVII – началом XVIII столетия.
Судьба храмов Варзугского прихода в ХХ столетии была печальной. Из четырех церквей в настоящее время отреставрирована только одна — Успенская. Оба храма Никольской стороны стоят без главок в весьма плачевном состоянии, хотя в Петропавловской церкви проводятся богослужения по праздничным дням. Церковь же святителя Николая до настоящего времени используется как магазин, в который входят через алтарь.