Каменный храм с двумя престолами был построен на средства прихожан вместо ветхой деревянной Николаевской церкви по Указу духовной консистории от 27 октября 1746 года. Теплый Крестовоздвиженский придел, который располагался в трапезной, освятили в 1749 году, главный Николаевский престол летнего храма — в 1754 году. Исторические сведения за 1776 год указывают, что деревянная «курма», которая возвышалась над четвериком холодного храма и рубленые паперть с рундуком обветшали и были заменены на каменные. Тесовое покрытие трапезной выполнили заново. Работы по благоустройству храма были продолжены в 1785 году. В холодной церкви установили новый иконостас вместо прежнего, пострадавшего при пожаре. Произвели перестилку белокаменных полов. В эти же годы построили каменную церковную ограду с воротами. Последние годы XIX века связаны с капитальной перестройкой теплой части храма. Проект расширения с устройством калориферного отопления выполнил архитектер И. А. Чарушин, представивший чертежи на рассмотрение Строительного отделения Вятского губернского правления в 1896 году. Все работы были завершены в 1900 году.
Планировочная композиция памятника имеет развитую структуру, характерную для храмов со сложной историей строительства. В основе ее квадрат холодной церкви с пристроенной пятигранной алтарной апсидой. Обширная трапезная включает приделы со своими трехгранными апсидами, которые накладываются на боковые фасады четверика. Через широкие подпружные арки средняя часть трапезной объединяется с приделами в единое планировочное пространство теплой церкви. С западной стороны к объему трапезной примыкает пятисекционный блок палаток и притвора. Стены крытого перехода, который соединяет притвор с входной группой, имеют скос в северном направлении, показывающий нерегулярный характер привязки ворот церковной ограды и храма. В объемной композиции памятника преобладает выразительная вертикаль завершения холодного храма. Ее составляют два стройных световых восьмерика, которые выделяются удачно подобранными пропорциями и необычно крупными проемами. Низкая трапезная с пятикратным ритмом оконных проемов выделена поднятой вальмовой кровлей и крупными щипцами на боковых фасадах. Вход в трапезную обозначен высоким декорированным аттиком, над скатами которого возвышается главка на цилиндрическом барабане.
Наружное убранство наиболее старой части памятника, не отличающееся разнообразием в применении декоративных элементов, характерно в целом для каменных вятских храмов 1730-1750-х годов. Фасады четверика разделяет на два яруса широкий карнизный пояс, убранный ступенчатыми сухариками, переходящими на стены алтаря. Вертикальные трехчастные членения фасадов выполнены каннелированными лопатками, имеющими филенчатые постаменты. Сдвоенные лопатки подчеркивают углы четверика, одинарные — апсиды. Удлиненные лопатки верхнего яруса упираются во фризовый пояс, составленный условными триглифами. На центральных отрезках стен каждого фасада между одинарными лопатками фриз имел дугообразные очертания, которые оказались срезанными, вероятно, при реконструкции 1770-х годов. Верх четверика явно был тогда перестроен, получив при этом крупные циркульные полуглавия, врезанные в восьмилотковую кровлю. В полуглавия вписаны круглые люкарны. На фасадах прочитываются сбитые рамочные наличники проемов верхнего света, имевшие характерные «ушастые» очертания. Профиль наличников повторяют обрамления увеличенных ширинок, которые расположены под люкарнами. Над проемами первого яруса — сандрики в виде полочек. Суховатый декор восьмериков и полуглавий состоит из редких прямоугольных сухариков и профильных карнизов. Высокие окна с полукруглыми перемычками на фасадах трапезной, прежде не имевших известковой побелки, объединяют архивольты. Пониженные части трапезной — алтари приделов и притвор, выделены сочным карнизом с сухариками и наличниками с треугольными сандриками. Углы и простенки притвора отмечены пилястрами с ширинками. Круглые слуховые окна трапезной гармонируют с люкарнами храма.