Церковь Николая Чудотворца в Суйстамо

Погост Суйстамо находится в Салминском уезде Выборгской губернии, в 360 верстах от Петербурга и в 90 верстах от Салмы. Он расположен на южном склоне горы, на которой находится церковь. К западу от церкви находится кладбище с упраздненною церковью, к югу и юго-востоку – дома причта, окруженные полями священников.
С которого времени существует церковь – неизвестно. Более точные показания для истории здешней церкви восходят не далее XVIII века. Так в упраздненной ныне церкви Богоявления Господня, на кресте, лежащем на престоле, есть надпись, которая дает предположение, что первая церковь в этом приходе построена при Елисавете Петровне или между 1741 и 1701 годами, другая надпись указывает, что церковь Богоявления построена местным священником Марковым и его детьми. Церковь эта, по народному преданию, была теплая и построена собственно потому, что старому священнику Маркову трудно было служить в прежней холодной церкви.
Прежняя же церковь, по тому же народному преданию, была двухпрестольная: во имя святого Николая Чудотворца и святого Пророка Илии. От упраздненной Богоявленской церкви сохраняется старый антиминс, священнодействованный 1795 года 27 апреля Гавриилом, митрополитом Новгородским и Санк-Петербугским.
Настоящий храм однопрестольный, во имя святителя и Чудотворца Николая, заложен в 1839 году по благословению высокопреосвященнейшего Серафима, по плану и фасаду, составленному по приказанию Выборгского губернатора Карла Августа Рамзая. Строили его прихожане при незначительном пособии от казны, вся постройка обошлась в 10 000 руб. серебром. Подрядчиком при постройке был с.-петербургский купец Федул Громов, который, в облегчение прихожан, согласился получать по годам деньги, взятые у него прихожанами на постройку церкви. Лесной материал был доставлен самими прихожанами из общественных лесных дач.
Храм выстроен окончательно в 1844 году Антиминс его священнодействован преосвященным Афанасием, епископом Винницким, 27 февраля 1844 года. Иконостас писал масляными красками диакон церкви академии художеств Тамаринский. К достопримечательным, по древности, предметам церковной утвари должно отнести два свинцовых потира, половину звездицы, лжицу и тарелочки. Из церковных книг замечательно Евангелие, напечатанное в Москве 1701 года 9 августа. В церковной библиотеке, кроме книг Богослужебных, есть духовные журналы. Метрические книги находятся с 1812 года.
До 1808 года причт здешней церкви составляли: священник, диакон и два причетника. 2 апреля 1808 года, по особенной просьбе и по желанию прихожан, определен второй священник и, кроме того, прибавлены два причетника. Что побуждало прихожан просить об увеличении причта – трудно определить с точностью. Вероятно, главными причинами были обширность прихода, трудность сообщения с церковью и утвердившийся навык прихожан – требовать на дом причт для исправления треб.
До 1803 года причт получал ругу, но позднее, в облегчение трудов по сбору руги, причт, руководствуясь положением Финляндского сената, сравнивающим права грекороссийского духовенства с правами лютеранских пасторов, вошел в добровольное соглашение с прихожанами и они согласились платить каждому священнику по 600 руб. сереб., диакону – 300 руб., причетникам – по 150 руб., с тем, чтобы причт совершал безмездно все требы, кроме выноса умерших на кладбище, молебнов, панихид и заупокойных обеден. Весь доход за эти требы едва простирается до 50 руб. на причт.
Особенных занятий у причта нет; знание финского языка дает некоторым членам причта возможность заниматься составлением для прихожан разных письменных документов, как то: долговых расписок, купчих крепостей, прошений и проч. Для жительства двух священников и диакона прихожанами выстроены дома, как требуется действующими в Финляндии законами. Причетники домов от прихожан не имеют, чего не требуют и законы. Дьячок Михаил Виноградов имеет домик, купленный от крестьянина. Из прежних причетников дьячок Александр Окулов жил в доме, перешедшем ему по наследству от священника Федота Львова; пономарь Николай Окулов получил себе часть строительного материала за прием бревен, вывозимых для дома священника Иоанна Альбинского.
К Суйстамскому приходу принадлежат финские деревни, числом до 21. По церковным актам 1873 года в них считалось дворов 380, душ муж. пола 2598, жен. – 2738. Деревни находятся в разных расстояниях от церкви. При некоторых деревнях имеются часовни, всех часовен 12, а в 1867 годуих было 11. В религиозном отношении прихожане представляются с хорошей стороны, по крайней мере, в деле посещения церкви. Средним числом в воскресные и праздничные дни бывает в церкви до сорока человек. Главнейшими препятствиями к посещению церкви служат трудность сельских работ, отдаленность расстояния от церкви, а весною и осенью – распутица. Из религиозных праздников особо уважается день св. Пророка Илии, может быть потому, что сперва здешняя церковь была в честь сего святого.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?