Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми — одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии. Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан. Первоначально центром прихода было Кирккойоки, где имелась деревянная церковь. В 1788 году была построена новая церковь, на месте обветшалой старой.
В начале XIX века центром прихода становится уездный центр, Тулема, ныне поселок Салми. На высоком месте «иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина», владевшей землями Салми, была построена в 1814-1824 годах новая каменная церковь в распространенном тогда стиле неоклассицизма. Церковь была трехпрестольной: левый придел — во имя праведной Анны, правый — в честь св. Алексия, митрополита Московского. Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание Приграничной Карелии. Эти обстоятельства и имя Орловой породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада.
Автором православной церкви в Салми был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел, известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки. В основании церковь, освященная в память святого Николая и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30×13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол. В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.
К предметам достопримечательности по древности принадлежат два образа, находившиеся в старой деревянной церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имееется следующая надпись: «Написан сий Святой оброз, лета 1719 по повелению Салминского попа Фёдота Иванова, сына Окулова, его радением». На образе Св. пророка Ильи значится: «Написася сие Святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех».
Метрические книги велись в Салми с 1806 года. Церковная библиотека в Салминском приходе была заведена священником Василием Дремяцким и пополнялась по мере церковных средств. Школа находилась не далеко от здания церкви, размещалась в приходском доме, была основана бывшим владельцем этой вотчин Громовым.
Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви, была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия, тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение, интенсивно обстреливалась советскими войсками.
Советская эпоха довершила разрушение — полностью обвалилась крыша, на стенах выросли деревья. Старые кладбища были почти полностью уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота.