Храм Николая Чудотворца в Рубленом Городе или, как его обычно называют, церковь Николы Рубленого, одна из многочисленных православных церквей в Ярославле, имеющая месторасположение на набережной впадающей в Волгу речки Которосль. Храм был воздвигнут в 1695 году на пожертвования занимающегося судостроением посадского люда в непосредственной близости от верфей. Это единственный дошедший до нас в первозданном виде храм из тех, коими в XVII столетии изобиловал ярославский кремль. Начало его названия коренится как раз в месторасположении, храм находился на территории Рубленого Города, именно так когда-то именовали кремль в Ярославле. Ряд историков считает, что храм выполнял функции надвратного, т.е. расположенного у ворот при въезде в Кремль. Согласно авторитетному мнению специалистов, в городе это один из наиболее совершенных ансамблей религиозно-культового зодчества, воплотивший в себе каноны русской архитектуры семнадцатого столетия. Небольшая по размерам и неброско убранная приходская Николаевская церковь выглядит исключительно гармонично и пропорционально, она визуально невесома, воздушна и словно готова в любой момент воспарить под облака. Здание композиционно включает в себя три объемных составляющих, пятиглавый четверик, трапезную палату и увенчанную золоченым куполом с крестом восьмигранную шатровую звонницу. Позиционируя нарочитую скромность декоративного убранства экстерьера и интерьеров, создатели храма стремились подчеркнуть его аскетическую поэтику, наводящую на размышления об истинном смысле святости и служения Всевышнему. При этом они, несомненно, руководствовались целью донести до сознания прихожан мысль о том, что настоящая красота заключается не в показной роскоши, а в неразрывном единстве мирского и божественного начал. К декоративным аксессуарам фасадов можно причислить разве что поребрик над цоколем здания, киоты ниш и нарядные наличники слуховых окошек на шатре звонницы. Изначальный замысел зодчих нашел свое блестящее воплощение в реальности. Гармония и строгие взаимные пропорции всех элементов здания не могут не поражать воображение. Церковь Николы Рубленого подобна искренней мольбе, она всецело устремлена к Богу. Ввысь направлен и стройно-лаконичный четверик, на замкнутом своде которого покоятся завершающиеся главами куполов пять изящных барабанов, и призванный вознести молитву в небеса тонкий острый шпиль колокольни, особенно изящный в сочетании со стрельчатыми арочными проемами звонов. Ощущение невесомости всей постройки в целом усиливают придающие ей контрастность тяжеловесные обводы крыльца, а также примыкающая к зданию с восточной стороны апсида, которая является единственной на весь храм. Внутренние стеновые росписи отсутствуют. В трапезной был размещен позднее преобразованный в зимнюю церковь придел Александра Свирского. Ближе к концу XVII века в приходах бытовала традиция возведения в составе храмового комплекса двух церквей, большой летней, холодной и маленькой зимней, тёплой, не требующей значительных расходов на отопление. В храме же Николы Рубленого холодный и теплый храмы совмещены в одном объеме, составляя, вместе со звонницей, неразрывное целое. Такое решение на ярославщине было взято за образец при возведении многих сельских церквушек. Храм Николы Рубленого изрядно пострадал в 1918 году, во время антибольшевистского мятежа. Однако вскоре после его подавления здесь были произведены реставрационные мероприятия, позволившие избежать полного разрушения этого уникального памятника древнерусской истории и архитектуры. В 1921 году церковь была закрыта и на протяжении многих десятилетий не эксплуатировалась. Лишь в 1980-х годах, после передачи в ведение городского художественного музея, в ней были обустроены реставрационные мастерские.
Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе