В начале ХХ века харьковский ученый протоиерей П. Фомин считал ольшанские иконы не слобожанскими памятниками. Анализ литературы, исследование иконографии и отдельных деталей изображений дает основание считать ольшанские иконы памятниками иконописи Слобожанщины второй четверти XVIII века. Находясь под влиянием иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, ольшанские иконы демонстрируют самобытность иконографии, оригинальное решение орнаментального фона, атрибутов изображения.
В начале ХХ века произошло открытие практически неизвестного феномена украинского сакрального искусства – Слобожанской иконы. Но вскоре исследования памятников были прерваны событиями 1917 года, а с 1920-х годов началась история их планомерного уничтожения. Сейчас 99% объектов церковного искусства Слобожанщины XVII–XVIII веков изучаются по черно-белым фотографиям, поэтому открытие новых памятников всегда сенсация.
В Свято-Николаевском храме в с. Ольшаны, ныне Дергачевский район Харьковской обл., древнейшем деревянном храме Слобожанщины, сохранились иконы местного ряда иконостаса XVIII века. Несмотря на то, что еще в начале ХХ века эти иконы вызывали живой интерес ученых, они до сих пор не стали объектом отдельного научного исследования. Учитывая, что до настоящего времени не сохранилось ни одного слобожанского иконостаса и известны лишь единичные иконы XVIII века, ольшанские памятники без преувеличения являются тем ключом, который делает возможным вход в исследование остальных 99% черно-белого наследия церковного искусства Слобожанщины.
Постройку деревянного храма св. Николая в Ольшанах харьковские ученые П. Фомин и С. Таранушенко относят к 1753 году, освящен св. Иоасафом Белгородским. Однако харьковский историк К. Щелков считал, что в 1753 году храм лишь перестраивался и, соответственно, был построен значительно ранее. Арх. Филарет Гумилевский сообщал, что храм св. Николая упоминается с 1724 года, метрики храма начинались с 1726 года. В 1877 году был проведен капитальный ремонт фундамента храма, а в 1911–1913 годах храм был расширен.
В 1928 году С. Таранушенко провел полевые исследования Свято-Николаевской церкви и других храмов с. Ольшаны. Первый, кто ввел ольшанские иконы в научный оборот, был арх. Харьковский и Ахтырский Филарет Гумилевский. Ученый указывал на иконы как на произведения, заслуживающие особого внимания: «иконы написаны в греческом вкусе и, несмотря на давность, нисколько не потеряли в своей живописности».
В начале ХХ века прот. П. Фомин писал, что основание Николаевского прихода в Ольшанах связано с переселением Заднепровских украинцев в конце XVII века П. Фомин, вслед за Филаретом, обращает внимание на четыре старинные местные иконы храма, выдвигая гипотезу о Заднепровском происхождении икон: «иконы написаны на липовых досках по золотому рельефному фону. Поясные изображения на них почти в натуральную величину. Характер работы поражает тщательностью, отделанностью и пышным нарядным убранством. Техника иконы носит явственно черкасский стиль. Однако в манере изображения ликов, одеяний и, в особенности, наряда великомуч. Варвары сильно сказывается католическое влияние».
В послереволюционный период ольшанские иконы специально не исследовались. В 1928 году состоялась первая известная попытка их реставрации. Работа производилась неквалифицированно. В советское время была утрачена одна из икон: икона св. великомуч. Варвары. В 2009 г. иконы прошли реставрацию на каф. Реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, реставратор ст. преп. Н. В. Берестюк.
На данный момент из четырех местных икон храма св. Николая в Ольшанах сохранилось три: икона Христа, Богородицы и св. Николая, утрачена икона св. Варвары. Иконы выполнены в стиле барокко, представляют собой поколенные изображения, написанные на рельефном позолоченном фоне, который покрыт лепным растительным орнаментом. Сверху и по бокам икон находится кайма. В нижней части кайма отсутствует, что заставляет предположить позднее изменение первоначального формата иконы. Нет сомнений в том, что четыре ольшанских иконы составляли местный ряд иконостаса. В 1911 году после капитального ремонта храма был поставлен новый иконостас, который сохранился и по сей день. Местные иконы старого иконостаса заняли место в настенных киотах.