Церковь Николая Чудотворца в Монастыре

Село Монастырь, Гайнского района, Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Никольская церковь. Деревянная церковь, дата постройки 1910 год. По мнению старых людей, началось всё с того, что Стефан Великопермский приходил на это место и поставил здесь ещё один Поклонный крест. А потом пришли семь монахов, которые срубили вначале часовню, а затем основали Свято-Троицкий монастырь. Официально считается, что монастырь был основан в 1539 году. В царское время село Монастырь было местом ссылки неугодных царям людей. Половину жителей села составляли военные, охранявшие каторжан. Сюда сослали и стрельцов после Стрелецкого бунта. Во времена Петра I, когда по указу царя началась ликвидация монастырей, Троицкий монастырь стал приписным к Пыскорскому монастырю, как бы его филиалом. А в 1775 году оба монастыря были упразднены, монахи разошлись кто куда.
В 1910 году в селе была построена церковь Николая Чудотворца, на деньги богатого купца и лесопромышленника Стефана Абрамовича Лихачёва. Строили её вятские мастера. И позже жители двадцати окрестных деревень ходили по воскресеньям сюда на службу. Пятиглавый трапезный двусветный храм с шатровой колокольней выполнен по образцовому проекту, имитирующему в дереве каменные культовые сооружения: пятиглавие, обшивка с выделением лопаток, фронтоны на углах храмовой части. Особенно примечательна 3-х ярусная колокольня, шатёр которой опирается на щипцы, венчающие ярус звона. После Гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли. До 1925 года он стоял пустующим. И вот 325 человек подписали прошение в сельсовет и в райцентр с просьбой разрешить службы в церкви. Им разрешили, но ценой страшного договора. Все, в том числе мои дедушки и бабушки, дали подписку, что они не будут ничего говорить о Боге и не будут детей и внуков учить молиться. Вот из-за этого мама и я выросли безбожниками. Этот договор я обнаружила в кудымкарском архиве.
В 1930-м году Никольский храм второй раз закрыли, сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы. Часть передали в Пермь, часть осела в гайнском музее. Священник Аполлоний Лихачёв и псаломщик Степан Черёмухин уплыли вниз по реке на плоту со своими семьями и имуществом. Православные стояли на берегу и плакали, провожая их. Сидор Прокопьевич Кукшинов, ночью тайно забрал всё необходимое для совершения служб и ушёл в нашу деревню Пальник и стал вести службы в часовне Рождества Пресвятой Богородицы. Храм Николая Чудотворца сохранился до наших дней, в очень плачевном состоянии. Чего только не было в нём — склад, клуб, почта. В годы войны православные ходили со своими иконами в пустую церковь и молились, таким образом отмаливая своих близких от гибели. Когда в 60-х годах церковь освободили, 43 человека, подписались под письмом в Верховный Совет СССР; в письме содержалась просьба разрешить проводить в храме церковные службы. Не разрешили. Церковь продолжала стоять пустой. А потом нашёлся какой-то безбожник, содрал железо с крыши. Из-за этого брёвна с потолка и часть крыши обвалились.
Сейчас в Монастыре никто не живёт. Галина Григорьевна Сушкова, жительница посёлка Сёйва взялась за восстановление храма, пока своими силами, одна. Оформила все документы, потихоньку начала очищать территорию внутри, вытаскивать мусор, гнилые брёвна.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?