Кирпичная однокупольная церковь с колокольней стоит на склоне высокого правого берега реки Эсмань и очень хорошо визуально воспринимается как из пространства поймы, так и на плато. Поскольку храм расположен в зоне высшей композиционной активности и имеет выразительный силуэт, он играет роль архитектурной доминанты как в застройке села, так и в окружающем ландшафте.
Время возникновения села Кочерги неизвестно. Самое первое упоминание о нем находится в так называемой «Путивльской отдельной книге за 1594 год», которая хранится в Российском Государственном архиве древних актов в Москве. Указанный документ сообщает, что «деревня Кочерыжа» вместе с прилегающими угодьями в 1590 году была пожалована «детям боярским» «Ваське Горяинову сыну Ефремову да Мелешке Осипову сыну Горяинову».
После Деулинского перемирия 1618 года Кочерги отошли к Речи Посполитой. В 1638 году селом завладел Александр Песочинский, который в октябре 1639 года получил на него официальное королевское подтверждение. После изгнания поляков в 1648 году село оставалось свободным. В 1687 году гетман Иван Мазепа отдал Кочерги стародубскому полковнику Михаилу Андреевичу Миклашевскому. После гибели Михаила Андреевича в 1706 году под Несвижем, село принадлежало его сыну Степану, а потом – внуку Михаилу. Дальнейшие потомки рода Миклашевских владели Кочергами до отмены крепостного права в 1861 году.
На протяжении XVIII века в селе была деревянная Николаевская церковь, которая к началу XIX века сильно обветшала. На ее месте в 1807 году по заказу и на средства Михаила Петровича Миклашевского был возведен новый храм. Построен он по тому же проекту, что и Воскресенская церковь-усыпальница гетмана Разумовского в селе Батурин и Успенская в селе Новый Быков. Некоторые специалисты склонны считать, что автором проектов всех трёх храмов является знаменитый архитектор – Адам Адамович Менелас. В интерьере храма сохранилось чёрное мраморное надгробие строителя – М.П. Миклашевского. Изящным шрифтом на памятнике выбиты трогательные слова: «Признательное Семейство Добрейшему Супругу и Отцу». Сохранившаяся до наших дней кирпичная, облицованная тесаным камнем ограда с воротами была возведена в конце XIX века.
В 1843 году, при введении штатов к приходу Николаевской церкви был присоединен приход Симеоновского храма с. Ротовки. Ежегодно 15 июля совершался крестный ход на реку, в память Крещения Руси.
В 1930-е годы храм был закрыт и приспособлен под зернохранилище, при этом был уничтожен иконостас, надпрестольная сень и прочие детали внутреннего декора. Надгробие с могилы М.П. Миклашевского по-варварски было расколото на части и выброшено из храма. Некоторые иконы и утварь спрятал на чердаке своей хаты один престарелый прихожанин. В Кочергах до сих пор можно услышать интересный рассказ о том, как храму удалось избежать от предания ему «некультового вида». Старожилы рассказывают, что председатель колхоза дал поручение разобрать церковные купол и колокольню. Мужики пришли с кувалдами, ломами и верёвками для исполнения приказа. Перед началом варварского поручения они, как водится в таких случаях, уселись на ступенях храма и закурили. До сих пор прямо к церковной территории примыкает сельская школа. Один из учителей шёл на работу, проходя мимо мужиков, поинтересовался, зачем, мол, пришли? Они отвечали: «да вот, приказали купола разобрать». Учитель сказал: «Зачем ломать, ведь красивый храм, больше ста лет простоял, пускай себе и дальше стоит». Мужики посидели-подумали, да и разошлись по домам.
Литургическая жизнь возродилась в намоленных стенах во время немецкой оккупации. При открытии храма памятник М.П.Миклашевского был водворен на прежнее место и стянут металлическими поясами для прочности. Благочестивый старичок вернул все хранившиеся у него реликвии в храм. Еще каких-то двадцать лет назад все было в целости и сохранности, однако то, что не смогли сделать варвары в будёновках, довершили наши современники: около пяти раз храм обворовывали, при этом были похищены старинное Евангелие в чеканном окладе, весом чуть меньше пуда, дарохранительница, самые ценные иконы и книги. До 2009 года в храме хранился антиминс 1955 года выданный преосвященным Евстратием Подольским, епископом Сумским и Ахтырским, из-за ветхости антиминс был заменен новым.
Милостью Божией, храм не претерпел значительных перестроек и утрат, хорошо сохранил первоначальные формы.
Церковь крестообразная в плане, с полукруглой апсидой и закруглённым западным раменом; стены расчленены пилястрами; с трёх стороно – монументальные четырёхколонные портики тосканского ордера, западный – пристенный, со спаренными колоннами, завершены треугольными фронтонами. Над средокрестием возносится массивный сферический купол на цилиндрическом барабане, увенчанный глухим фонарем. Барабан имеет круглые окна. Над западной частью храма возносится небольшая четырёхгранная колокольня со сферическим куполом. Первоначально колокольню венчал высокий шпиль, благодаря чему храмовый крест был виден с трассы Путивль – Глухов.
Архитектурные формы церкви довольно монументальны, декор сведён к минимуму. В целом здание выдержано в стилистике высокого классицизма. Колонны несут полный антаблемент с тонко профилированными обломами; он как горизонтальная тяга опоясывает весь храм. Большие прямоугольные окна устроены в плоских арочных нишах, над которыми расположены декоративные элементы в виде круглой ниши, вписанной в квадратную. Лицевые грани северного и южного рамен расчленены тосканскими пилястрами; окна расположены в два яруса: внизу – арочные окна вытянутых пропорций, над ними – круглые окна.
В интерьере доминирует хорошо освещенное пространство средокрестия. Подкупольный барабан при помощи сферичных парусов опирается на полуциркульные арки. Рамена объёмного креста перекрыты коробковыми сводами, алтарь и западное рамено заканчиваются конхами. Притвор на первом ярусе колокольни перекрыт сомкнутым восьмилопастным сводом.
Церковь построена из кирпича на известково-песчаном растворе. Фундаменты сложены из бутового камня. Снаружи и внутри церковь оштукатурена и побелена. В парусах имеется масляная живопись середины ХХ века, выполнена довольно примитивно. Первоначальный иконостас не сохранился, имеющаяся ныне алтарная преграда сооружена во второй половине ХХ века и историко-художественной ценности не представляет. Пол из досок. Щипцовые крыши по деревянным стропилам и купола по деревянным кружалам покрыты кровельной сталью.
Николаевская церковь в Кочергах – одно из выдающихся храмовых сооружений эпохи высокого классицизма в Украине. Церковь включена в Свод памятников истории и культуры Украины, том «Сумская область, но до сих пор не поставлена на государственный учёт в Государственный реестр неподвижных памятников Украины.
С начала 90-х годов ХХ века в храме настоятельствует митрофорный протоиерей Виктор Ковалёв. Усилиями батюшки проводится текущий ремонт, хотя храм по своей бедности давно уже находится в аварийном состоянии: обваливаются карнизы, местами течет крыша. Не добавляют оптимизма и нападения грабителей, только в 2008-2009 годах таких нападений было три.