Церковь Николая Чудотворца в Истобенске

Никольская церковь построена на месте деревянной в 1768 году, ей уже больше 240 лет. Она представляет образец местного архитектурного стиля, получившего название «вятское барокко». Николаевская церковь была построена под руководством Никиты и Данилы Горынцевых.
Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «через долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство». Он участвовал в закладке фундамента кафедрального собора в городе Вятке в 1760 году, а позднее ему как искусному строителю было поручено исправить низко сведенные своды в том же соборе. В 1765 году Никиту Горынцева приглашают жители села Истобенского к строению каменного Николаевского храма. Строительные работы неудачно начатые вятским каменщиком — жителем города Хлынова Алексеем Окуловым, заставили прихожан Истобенской церкви послать «выборных к тому строению» Ивана Савина и Дмитрия Королева в Великий Устюг для заключения подрядного контракта с устюжскими каменщиками. Николаевская церковь возводилась по рисунку, «который малявил в Устюге Прокопьевский пономарь».
В подрядной записи дан подробный словесный «портрет» облика будущего храма «от полу до зводного замка 6 аршин с половиною, в церкви до замка 7 аршин с половиною, в верхней холодной церкви от пола до паникадильного кольца 7 сажен с половиною, а церковь о два окна, а алтарь и трапеза, а выше церковного своду класть два осьмерика, третья шейка, а вся б та церковь с шейкой не ниже 16 сажен, а у всей той церкви окна делать, также около окон в пристойных местах поясы и вверху шестерики искусною мастерскою тескою. Колокольню класть с паперти, а по левую руку и паперти прикласть палатку, а выше трапезной крышки колокольню класть до слухов на восьми граней в вышину до подзорного пояса 8 сажен, а подзорный пояс в 2 аршина, с половиною, над сводом осьмерик чтоб был к красе»
Выстроенный в 1768 году Никольский храм расположен в центре села на живописном левобережье Вятки. Памятник принадлежит к немногочисленной на Вятке группе двухэтажных церквей. Верхний этаж, освещаемый двумя рядами окон, использовался как летний храм, нижний — отводился под зимнее церковнослужение. Колокольня над папертью придает объемному решению храма подобие «корабля». Все здание кажется легким, стремительно взметнувшимся к небу, начиная от вытянутого алтаря и кончая взлетом ярусного завершения. Оно состоит из двух световых восьмериков, несущих маленькую главку на тонкой шейке.
Храм развернулся боковым фасадом по течению реки Вятки. Главная холодная церковь двухъярусная. Первый ярус — куб, второй восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном с главкой. С востока к ней примыкает пятигранная абсида с алтарём во имя Святой Троицы, с запада, тоже квадратная в плане, тёплая церковь, в ней слева — алтарь Введения, справа — Спаса. Длина церкви без паперти 45,16 м, ширина 17,72 м.
Церковь обнесена металлической оградой, которая имеет каменные столбы, они расположены на равном расстоянии друг от друга. С восточной стороны ограда повторяет очертания апсиды, с западной – имеются две воротные калитки.
Внутри стены церкви оштукатурены и покрыты росписью масляными красками с орнаментом и изображениями религиозного характера. В 1865 году иконы для тёплого храма расписывал вятский иконописец, мещанин, педагог Чернышев Николай Александрович.
Мягкую пластичность силуэту храма придают «полуглавия» — фронтоны над центральными осями храмового объема. Трехъярусное построение выдает прием устюжских мастеров, но в истобенской постройке Никита Горынцев не во всем следует традициям. Алтарь, который в двухэтажных церквах Великого Устюга, как правило, сооружался ступенчатым, мастер выстраивает в форме единого пятигранного объема. Сравнивая Никольский храм с постройками Великого Устюга, еще раз убеждаешься в его ярко выраженной индивидуальности. Памятник в селе Истобенском следует признать шедевром вятской школы зодчества середины XVIII столетия и лучшим творением Никиты Горынцева.
Ф.М. Росляков работал здесь с 1797 года и внёс свои коррективы. Он поставил над папертью палатку. Чарушин усилил входную группу, пристроил боковые палатки, которые как бы охватили храм с двух сторон. Внутри появилась ещё двухмаршевая расходящаяся лестница, опоясывающая всё пространство.
В 1932 году церковь закрыли, организовав в ней сначала ткацкую фабрику, а затем мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?