В середине XIX века к западу от Атаманской станицы располагались лишь татарские селения, самым ближним из которых была Кучергановка. Это селение находилось в 4 верстах от казачьей станицы. Земли его занимали большею частию степные пространства, только к югу с выходом к Волге. Здесь находился большой остров, называемый Заячьим. С середины XIX века астраханское купечество стало арендовать у татарской общины села Кучергановка участки на этом острове для устройства здесь пристаней. На арендованных землях стал селиться работный люд, строить себе дома, и к концу XIX века на Заячьем острове вырос значительный рабочий посёлок. Торговые пристани тоже заняли всё береговое пространство острова, и он превратился в один из самых бойких и деловых мест на астраханском волжском рейде. В 1899 году на острове, известном «Волго-Каспийским нефтяным и торговым обществом», были открыты механические мастерские.
Все жители этого посёлка были прихожанами Спасо-Преображенской церкви Атаманской станицы, но расстояние до храма было значительное и, особенно во время дождей и весенней распутицы, почти непроходимое. Оставалось речное сообщение, но и оно не могло устроить всех жителей Заячьего острова. Уже в начале XX века у них появилось горячее желание выстроить в своём посёлке храм Божий. Их желание поддержал настоятель Спасо-Преображенского храма протоиерей Иоанн Нигровский. Сразу же нашлись благотворители, владельцы местных пристаней и механических мастерских готовы были пожертвовать на строительство храма. По настоянию отца Иоанна Нигровского было решено выстроить не просто храм, а церковь-школу, где в одном помещёнии можно было совершать службу Божию и учить детей местных жителей Закону Божию. Храм строился быстро, и в 1903 году он уже был освящён. Храм был выстроен деревянный, небольшой, и место для него было выбрано как нельзя удачно. Стоял он на самом берегу, на мысу, на территории механических мастерских, и все суда, шедшие как из Астрахани вниз по Волге, так и в Астрахань, могли любоваться открывающимся видом появляющегося храма, сияющего позолотою своих крестов. Церковь была освящёна в честь Святителя Николая Чудотворца. По своём построении храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви Атаманской станицы, причет которой по воскресным и праздничным дням совершал здесь богослужения. Чуть позже к храму был приставлен особый священник, законоучитель, одновременно служивший и преподававший в церковно-приходской школе.
После революционных событий 1917 года сильно изменился облик волжского левобережья, рабочий посёлок на Заячьем острове в 1918 году получил название Орловского, а механические мастерские на нём переименованы в честь Артёма Сергеева. В 1928 году этот посёлок, как и весь новообразованный Трусовский район, вошёл в состав города Астрахани. В 1923 году Никольский храм, как и многие другие, оказался в руках обновленцев. Они поддерживали здесь лишь видимость церковной жизни, тогда как большая часть населения Орловского посёлка стала ходить в православные храмы, Спасо–Преображенский в посёлке им. Трусова и Покровский в Ново–Покровском посёлке. В начале 1930–х годов власти храм у обновленцев отобрали, колокольню на нём снесли, а само помещёние храма переделали под складское помещение.
Появившийся после открытия небольшой иконостас и вся обстановка вокруг напоминает больше сельские храмы. В церкви очень много икон, большинство из которых были пожертвованы верующими прихожанами храма. В начале 1990-х годов, благодаря старанию настоятеля протоиерея Григория Торопова, Никольский храм заметно похорошел, засияли жёлтым переливом купола, а вокруг появилась новая каменная ограда.