По архивным данным церковь в Верхнелалье появилась чуть ли не в XVI веке. Она поднялась в деревянном исполнении и несколько раз перестраивалась, переоборудовалась. Нынешний храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига божия Михаила. Приход этой церкви складывался не позднее 2-й половины XVI века, а вероятно еще ранее. Точных данных о строительстве первой церкви нет. В «Актах Холмогорской и Устюжской Епархии» она упоминается в 1625 году: «Из Верхолали поп дани платит 40 бел, обьезду 6 алтын 4 денги» Судя по размеру налога приход был не велик, но вполне сравним с другими. Спустя двадцать лет упоминается уже два здания церкви.
В писцовой книге Сольвычегодского уезда 1645 записано: «В Лалской же волости на реке Лале погост. церковь Михаила Архангела студеная клетцки да церковь теплая с трапезою Прокофии Устюжского чудотворца а в церквах образы местные». Переписная книга 1647 уточняет, что во дворе церкви находится просвирня с проживающими в ней жильцами, дома попа, дьяка, пономаря. Также дома двух половников. Кроме этого на земле принадлежащей церкви находится ещё шесть крестьянских домой. В 1710 году «В той же Лальской волости Верхлальской приход а на погосте церковь теплая Прокопия праведнаго Чюдотворца и великомученика Георгия, другая церковь Троицы Живоначальныя архангела Михаила холодная, верх шатровой». Около церкви также шесть домов: церковного притча, одного половника, церковного сторожа и просвирня с просвирницей. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась Архангельская церковь в Верхолальской волости, в Сольвычегодском уезде.
В 1788 году в приходе числилось 1125 человек, в 1868 году – 2189 человек.
С 1791 года «по указу Вологодской Духовной Консистории Верхолальская Михайло-Архангельская церковь изьята из ведения Лальского Благочинного и переведена в ведомство Усольское» то есть Сольвычегодское. Причта по штату, Высочайше утверждённого в 1855 году, положено быть одному священнику с дьяконом и псаломщиком.» Фактически в последствии в штате существовала должность пономаря.
С 1874 учреждено: Настоятель, священник, два псаломщика. Фактически жалование получали Священник, диакон, пономарь.
С августа 1915 года штат церкви утверждено: 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфорня. Строительство основного здания новой церкви, которое сегодня украшает верхнелальскую землю, начато в 1896 году и продолжалось 8 лет, до 1906 года. Основное здание теплой церкви с колокольней было закончено после 1905 года. Немного позднее к отапливаемому основному зданию церкви была пристроена летняя церковь Прокопия Праведного Устюжского. В летний период она переоборудовалась в алтарь основной церкви. Со строительством не все так просто было, даже в 1909 году всё ещё не были закончены работы по внутреннему убранству церкви.
Местом для строительства стало старое кладбище, на котором уже стояла каменная церквь. В описании церквей Сольвычегодского уезда сделанное для Вологодской Епархии в 1854 году дается такая характеристика обьектов: ныне существует двухэтажная каменная церковь об одной главе. Нижняя теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца освященная в 1774 году и холодная верхняя во имя Архистратига Божия Михаила и прочих сил Бесплотных, освященная в 1784 году. Каменная колокольня построена с дозволения епархиального начальства в 1828-м году на западной стороне церкви, в особенном корпусе — отдельно. Ранее до этих церквей на этом же месте стояли в двух корпусах церкви деревянные, с таковой же отдельной колокольней, 1-я холодная во имя Живоначальной Троицы с приделом Архистратига Михаила и 2-я теплая во имя святого праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, с приделом святого великомученика Георгия. Как видим из описания церквей, после реконструкции или расширения как официально называлась перестройка здания, теплой стала церковь Михаила Архангела. Реконструкция церкви началась по острой необходимости. Уже в 1874 году каменная колокольня имела существенный крен, позднее была подперта от падения в сторону юго-западного угла. Вход на второй этаж церкви вел деревянной лестницей и заметно обветшал, кровля этого хода требовала срочной замены. Фундамент церкви сильно ослаб, разрушился частично. Поэтому все накопившиеся проблемы было решено устранить радикально, путем постройки более просторной и красивой церкви в каменном исполнении, покрытием кровли металлом и высокой колокольней. Звон колоколов 30-метровой колокольни был слышен в соседнем приходе на Виледи в 30-ти километрах от Верхне-Лалья. Перестраивали церковь силами прихожан и средства на строительство собирали с прихожан. Видимо, взносы крестьян были немалые, так как церковь получилась и красивая, и большая, и капитальная. Солидный куш в церковную денежную кассу на строительство внес известный верхнелальский купец, разбогатевший на скупке и продаже льна, Токмаков Николай Александрович.
В настоящее время уже не возможно выяснить какими суммами располагали земляки для взносов в фонд строительства. Надо полагать, что это были рубли и копейки. Взносы делались часто, по мере появления необходимости. До сих пор не обнаружено документов упоминаемых финансирование строительства со стороны церковного руководства. Стройка вероятно осуществлялась на деньги жителей, непосредственным участием в работе.
Документальным подтверждением крупных взносов является журнал Вологодские Епархиальные Ведомости от 15 сентября 1896 года. Крестьянин Николай Токмаков Сольвычегодского уезда пожертвовал 1000 рублей на расширение М-Архангельского Верхолальского храма Сольвычегодского уезда. Тот же номер сообщает: крестьянка Евдокия Гундюхина на расширение М-Архангельского Верхолальского храма Сольвычегодского уезда пожертвовала 100 рублей. Такие крупные взносы делались в начале строительства, когда у людей ещё были свободные деньги. Затем стройка требовала регулярного внесения денег и крупные суммы уже не накапливались. Воспоминания земляков утверждают, что колокол для церкви предоставил Николай Александрович. Он был полностью сделан по его заказу. В городе Слободском отлили колокол весом в триста шестьдесят пудов и язык к нему в двенадцать пудов. В перевозке участвовало до пятнадцати лошадей. Колокол поднимали в 1897 году при сходе всех жителей на еще недостроенную колокольню.
Епархиальные Ведомости 1910 года от 1 июля сообщают о пожертвовании от Николая Токмакова в Верхолальскую Михаило Архангельскую церковь 900 рублей на устройство иконостаса и 100 рублей на поминовение. Силами прихожан на месте старого кладбища вокруг действующей церкви был вырыт огромный котлован по всему периметру будущего храма— под фундамент. Возили валуны и выкладывали по контуру здания. Крупные камни обнаруживаются и по контуру ограды, т.е. каменная ограда имела капитальное основание.
Кирпич делали из местного материала. Глину брали рядом в угоре со стороны деревни Астафьева Гора и обжигали в печах. Был построен сарай, в котором лепили, потом сушили и, наконец, обжигали кирпич. Здесь же не подалеку в районе нынешнего кладбища был построен птичий двор, из продукции которого брали белок для замешивания кладочного раствора на основе известняка.
Кладка шла быстро. Правда, во время строительства, в 1901 году 11 июля случился пожар, в результате которого сгорел дом, где проживали строительные рабочие. Также сгорело 3 амбара с иммуществом, два погреба, просфирический домик. Одного только хлеба сгорело 60 пудов. Общий ущерб составил около 600 рублей. Это не мало. Для примера зарплата городского квалифицированного рабочего составляла 20 рублей в месяц, крестьянина раза в три меньше.
Здание церкви постепенно поднималось, но мешала старая церковь, которая была внутри новой. Стены храма хорошо сохранились, поэтому здание разобрали. В 1900 году разобрали второй этаж. Освободившийся материал использовали в строительстве кирпичного здания церковно-приходской школы. В 1903 году школа введена в эксплуатацию. Размеры здания 8 сажен в ширину и 6 сажен в длину. В обиходе здание называется «Белой школой». В нынешнее время здание этой школы не используется, внутренняя отделка полуразобрана, фундамент разрушился, стены потрескались, углы здания начали отделяться от стен. Дальнейшее использование и реконструкция «Белой школы» невозможны.
Бытующее мнение о том, что старую церковь разобрали уже после постройки новой не совсем соответствует действительности. Осмотр и обмер внутреннего пространства церкови ставят под сомнение эту версию. Вероятно все-таки, старую церковь разобрали еще до возведения опорных колонн внутри новой церкви.
Недавно обнаруженная клировая ведомость 1905 года вносит ясность в дело демонтажа старого здания церкви. Одной из причин постройки нового здания храма явилась ветхость фундамента прежнего здания. Как уже говорилось, старая церковь продолжала находиться внутри строящегося здания. Но в 1900 году был разобран только верхний этаж церкви. Из его материалов возвели здание школы размерами 8 сажен в ширину и длиной 6 сажен, как говорит клировая ведомость. Первый этаж продолжал использоваться по назначению, но и его разобрали в течение 1905 года. На строительство здания щколы была пожертвована тысяча рублей Сольвычегодским отделением Стефано-Прокопиевского братства. От населения ежегодно поступает 33 рубля на отопление и бесплатно выполняются некоторые услуги для школы. В украшении стен церкви использовалась кирпичная резьба, внутри стены церкви были оштукатурены, использовалось цветное стекло. Внутренними работами занимались местные жители. По рассказам стариков, иконописцем работал Н.Д. Работинский, дядя будущего директора средней школы, участника Отечественной войны Работинского Георгия Васильевича Он же золотил рамы на иконах.