Церковь Михаила Архангела в Слободском

Как выглядели христианские церкви в давнюю эпоху начала строительства Слободского можно понять, глядя на деревянную церковь Архистратига Михаила — памятник архитектуры начала XVII века. Это сооружение выполняло функцию надвратной башни и являлось частью восточной оборонительной стены мужского Богоявленского монастыря. Перенесена в центр города с «родного» места она была в середине XX века, когда были заново «вдруг открыты» церкви, существовавшие не одну сотню лет. Эта церковь одновременно и уникальное сооружение, одна из самых ранних из сохранившихся деревянных крепостных церквей, и в то же время — типичное культовое сооружение, какие строились в России со времени принятия христианства и до начала прошлого века. Непростая судьба этого памятника характерна для многочисленных деревянных церквей и часовен России.
В отличие от самых ранних клетских церквей Михаило-Архангельская имеет восьмискатную крышу. Стены ее рублены «в обло с остатком». На консольно выпущеных бревнах-«поточах» — устроены сени. Для ограждения сеней западного придела использована более легкая и экономичная каркасная конструкция, состоящая из стоек, зажатых между верхней и нижней обводками. Пространство между стойками забрано досками «в косяк». В бревенчатые фронтоны врубались горизонтальные бревна — слеги, которые и несли кровлю. В храмах XVI веков кровли нередко завершались главой, также рубленной «вреж», граненой. Для которой употреблялся тес, настилавшийся внахлест, а для главы — лемех, короткие дощечки, способны покрывать и округлые формы. Концы лемеха сделаны «городчатами» — в виде прямоугольных ступенчатых уступов. Концы теса на кровлях были также вырезаны. Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень.
Многовековой строительный опыт плотников помог выработать совершенна иную, остроумную конструкцию так называемой безгвоздевой «самцовой» кровли, все части которой крепились без помощи дорогостоящего железа. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было выстроено с расчетом на естественное проветривание стен.
В начале XIX века Михаило-Архангельская церковь приобрела другой облик. Рубленые стены были зашиты тесом, крыша и глава покрыты жестью. Появились и новые украшения, округлые окошки, металлические решетки. Подобная участь постигла все деревянные церкви и часовни России. Первоначальный вид был им возвращен только в середине XX века. Так и эта церковь приобрела в 1957 году вид такой или примерно такой, как в начале XVII века. А огромное количество русских храмов — больших и маленьких — погибло безвозвратно. Считается, что именно тесовая обшивка нанесла самый значительный и ощутимый вред сохранности памятников.
«Открытая заново» Михайло-Архангельская церковь «съездила» в Париж и должна была стать первым сооружением музея под открытым небом, который тогда предполагалось создать в центре Слободского, наподобие Кижей или Хохловки. Удивительно и время создания церкви Архистратига Михаила — 1610 год. Время когда шла гражданская война, решалась судьба России, и под сомнение ставилось само существование последнего православного государства.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?