В трёх верстах от Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря супруга великого князя Рязанского Олега Ивановича Евфросиния основала Зачатьевскую обитель. В ней она приняла монашеский постриг с именем Евпраксия, в ней же и скончалась через три года после смерти своего мужа. Женский Зачатьевский монастырь существовал до 1682 года, когда его упразднили из-за размыва берега, на котором он стоял, а насельниц переселили в находившуюся неподалёку Аграфенину пустынь. На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с ХVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый — каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела, Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив, саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны. Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь. Потом началось разграбление храма, растащили кирпичи, позолоту. В 1951 году церковное помещение хотели было приспособить под среднюю школу, но этот проект был отклонён. Спустя некоторое время, в его уцелевшей части устроили зернохранилище, позже здесь стояла дизельная установка для освещения посёлка, ещё позже пункт приёма стеклотары и макулатуры. Благодаря использованию храма не по назначению, по стенам пошли огромные трещины, в которых росли деревья. Храм продолжал разрушаться и к концу 1990-х годов от него практически ничего не осталось. Вместо аккуратных полов, вывалившийся со сводов и стен разбитый кирпич, на остатках пола виднелись следы костров и высилась гора мусора, проём между алтарём и ротондой был закрыт досками, некогда украшающая стены масляная живопись оказалась утрачена. В таком состоянии в 1989 году Казанский храм вернули Русской Православной Церкви. Первые богослужения проходили в часовне, которая стоит посреди кладбища, что находится рядом с храмом. В ноябре 1990 года была освящена восстановленная часть церкви, в 2000 году завершили возведение трапезной части, а в 2004 году окончили строительство недостающего храмового здания. В 2005 году перекрыли купол и водрузили кресты, в 2006 году перестелили полы, побелили стены, заменили окна. На звоннице снова установили колокола, подаренные благотворителями. Рядом с церковью высится удивительный памятник святителю Николаю Чудотворцу. Святитель изображён стоящим на земном шаре, постамент украшают барельефы, созданные по мотивам иконных клейм с житием святителя. Замечательна история создания этого памятника. В 2000 году в городе Миры Ликийские был установлен памятник святителю Николаю. Но спустя четыре года турецкие власти демонтировали его. Один из жителей Рязани, видевший этот памятник, в очередной свой приезд в Демре с ужасом обнаружил, что на месте монумента стоит раскрашенный пластиковый Санта-Клаус. Упомянутый рязанец оказался знаком со скульптором Раисой Алексеевной Лысениной, давней прихожанкой солотчинского храма, и им пришла мысль воссоздать памятник великому угоднику Божию на рязанской земле. Весной 2006 года памятник был установлен на территории церкви и освящён архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. По композиционному решению он повторяет уничтоженный в Турции памятник святой стоит на земном шаре. Существенное отличие, турецкий памятник был деревянным, покрытым пластиком, а рязанский выполнен из бронзы. Памятник выглядит удивительно органично, будто бы всегда находился на этой земле, где так почитают святителя Николая.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери в Солотчах