Церковь Казанской иконы Божией Матери в Росляково

Теплая деревянная церковь расположена на высоком холме в культовой роще на расстоянии одного километра к югу от реки Водлы. Постройка принадлежит к числу двухосных ярусных равношироких с восьмериком на четверике церквей с помещениями, последовательно расширяющимися с востока на запад. В состав церкви входят: квадратное в плане молитвенное помещение; пятигранный алтарь; прямоугольная, вытянутая с востока на запад трапезная и прямоугольные, размещенные поперек продольной оси церкви, сени, увенчанные в прошлом колокольней и имевшие северное и южное крыльца. В системе освещения постройки в равной мере участвуют как южные, так и северные окна.
Стены главного помещения на высоту четверика рублены «в обло» и изнутри отесаны не полностью со скруглением углов, а восьмерик рублен «в ласточкин хвост», имеет трехвенцовый повал и изнутри отесан полностью без округления углов. Во второй строительный период стены главного помещения внутри были обшиты горизонтальными тесинами «в четверть» и прибиты заводскими гвоздями. Пол — двойной: «черный» из плах тесом вниз, уложенных параллельно входу по круглым балкам «чистый» — с двухступенчатым амвоном и двумя клиросами , из плах горбылем вниз, соединенных «в стык» и уложенных перпендикулярно входу.
Потолок претерпел одну реконструкцию: первый этап — шестнадцатипольное «небо» с треугольными парусами, размещавшееся в основании восьмерика; второй — горизонтальное перекрытие поверху восьмерика из плах тесом вниз, соединенных «в четверть» и уложенных перпендикулярно входу по трем прямоугольным балкам.
Окна — первоначально трехкосящатые с сопряжением косяков между собой «в ус с заплечиками», а с бревном подоконника — «прямо», сохранились на втором ярусе четверика и заделаны, позднее были заменены на трехкосящатые с сопряжением косяков между собой «в четверть», а со вставным подоконником — «прямо».
Следы двух строительных периодов зафиксированы и в конструкции крыши. От первого — сохранился восьмигранный шатер с осевым столбом и круглым барабаном главки. Поверх старого шатра устроен новый, более высокий восьмигранный шатер с полицами, увенчанный луковичной главкой на круглом барабане с городковым лемехом, прибитым на кованых гвоздях. На западной стене восьмерика сохранились следы от слег первоначальной трапезной, а на боковых гранях — следы от бочек, опиравшихся на двухскатные крышки и имевших шелома с резными гребнями.
Алтарь, первоначально равноширокий с главным помещением, во второй строительный период был заменен на более узкий, механически пристыкованный к главному помещению. О существовании более раннего алтаря свидетельствуют следы от балки перекрытия и шелома с резным гребнем. Стены ныне существующего алтаря рублены «в ласточкин хвост» и не имеют повалов, изнутри отесаны полностью без округления углов, а снаружи, грубо ошкуренные, предназначались сразу под обшивку. Пол — двойной: «черный» — из тесин «в стык», уложенных перпендикулярно входу по круглым балкам; «чистый» — из тесин «в стык», уложенных перпендикулярно входу по лагам.
Потолок претерпел одну реконструкцию: первоначально горизонтальный с настилом «в разбежку», уложенным перпендикулярно входу по двум прямоугольным балкам, позднее был поднят на два венца и устроен из плах горбылем вверх, соединенных «в стык» и уложенных перпендикулярно входу по одной прямоугольной балке. Окна в алтаре аналогичны окнам второго строительного периода в главном помещении. Крыша — вальмовая, пятискатная, стропильная, увенчанная главкой с городковым лемехом.
Трапезная, механически пристыкованная к главному помещению, относится ко второму строительному периоду. Стены рублены «в обло» изнутри отесаны полностью со скруглением углов, а снаружи — грубо ошкурены и предназначались сразу под обшивку. В стене, разделявшей трапезную и главное помещение, ранее имелись две двери — трехкосящатые с сопряжением косяков между собой «в четверть», а с бревном порога — «прямо». Двери были двойными, двухстворчатыми, с четырехчастными филенчатыми створками на заводских петлях, закрепленных шурупами. Окна в трапезной аналогичны окнам второго строительного периода в главном помещении. Потолок двойной: «черный» — из плах горбылем вверх, соединенных «в четверть» и уложенных перпендикулярно входу по прямоугольным балкам; «чистый» — подшивной из профилированной доски. В юго-западном и северо-западном углах трапезной ранее размещались круглые печи-голландки в металлическом кожухе.
Стены сеней рублены одновременно с трапезной и аналогичны ей по конструктивному устройству. Пол — одинарный из плах «встык», уложенных перпендикулярно северным и южным входным дверям. Потолок горизонтальный с настилом, уложенным параллельно настилу пола по двум прямоугольным балкам. В юго-восточном углу сеней ранее размещалась лестница на колокольню, имевшая пятнадцать ступеней. Входные двери в сени и в трапезную — трехкосящатые с сопряжением косяков между собой «в четверть», а с вставным порогом — «прямо». Окна — аналогичны окнам трапезной.
К северу от церкви лежит упавший с колокольни шатер, который в прошлом был увенчан луковичной главкой по кружалам. Шатер и главка ранее были обиты железом.
Вся церковь снаружи обшита вертикальной профилированной доской «в разбежку» на кованых гвоздях по горизонтальным прибоинам с устройством декоративного цоколя.
Церковь из деревни Росляково, построенная в ХVIII-XIX веках, представляет историко-архитектурную ценность как уникальный шатровый храм типа «восьмерик на четверике», хорошо сохранивший следы двух строительных периодов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?