Приход открыт в 1866 году, образованный из деревень приходов сел Лебяжья и Петровского, с устройством временного молитвенного дома. В 1868 году построена из материала упраздненной управы деревянная церковь с одним престолом в честь иконы Казанской Божией Матери «тщанием прихожан». Из описания церкви за 1891 год: «зданием деревянная с таковою же колокольницею, с внешней стороны обшита тесом, в внутри выштукатурена, начинает ветшать. Обнесена вокруг деревянным палисадом. Необходимою утварью достаточна».
В 1892 году губернским архитектором В. М. Дружининым был составлен проект на строительство каменного храма в с. Мелянда и утвержден в строительном отделении Вятского губернского правления. В ноябре 1895 году духовная консистория дала разрешение на строительство. В январе 1896 года состоялись торги на кирпичную кладку, подряд на которую взял нолинский купец Петр Михайлович Братухин; архитектурный надзор за строительством, которое затянулось на 11 лет из-за недостатка материалов, вел сам В. М. Дружин.
В ноябре 1907 года новый храм был «освидетельствован». Из рапорта младшего инженера строительного отделения Вятского губернского правления М. А. Бухгольца: «Храм выстроен прочно и из материалов надлежащего качества, отступлений от проекта нет, в западной части храма из колокольни устроены деревянные хоры на двух деревянных балках». Общая длина храма – 30 метров, ширина – 21 метр, высота 22 метра, высота с трехярусной колокольней – 27 метров.
Освящение храма состоялось 30 ноября 1907 года, в котором приняло участие духовенство округа, Вятский Владыка Филарет и хор певчих из г. Уржума со служением ранней литургии в «ветхом деревянном храме» и поздней с водосвятным молебном — в новой. На освящении также присутствовали председатель земской Уржумской управы, инспектор народных училищ и земский начальник. Владыка пожертвовал в храм икону святого праведника Филарета.
Из описания храма за 1918 год: «церковь каменная, вход в церковь при двух дверях, одни двери деревянные, вторые железные. Церковь крыта железом, церковная ограда на каменном фундаменте и каменных столбах, железной решеткой, за исключением пяти звен которые без решеток. Каменная караулка крытая железом. Церковные каменные ворота, с двумя калитками, с железными полотнами. Иконостас незолоченый с тремя открытыми дверями и с 18 деревянными живописными иконами».
При храме хранились метрические книги с 1886 года, исповедные росписи с 1867 года. Особые достопримечательности: икона св. Филарета, подаренная Вятским владыкой в 1907 году, ковчег серебряный позолоченный со стеклянным футляром в деревянных позолоченных рамках, серебряное кадило, серебряный ковшичек.
С 11 ноября 1891 года в селе действовала церковно-приходская школа. Епископ Вятский и Слободской посещал село также в 1904 и 1914 годах. В 1920-х годах через село стал проходить Понизовый крестный ход из г. Вятки со св. иконами. В 1907 году священник И. Ергин отмечал, что «село глухое и бедное».
В 1912 году приход состоял из 12 селений с населением: православных русских – 3122, старообрядцев – 18 человек. Из описания прихода за 1912 год: «село расположено на высокой горе при реке Вятке, местность почти безлесная. Кроме землепашества прихожане занимаются отхожими промыслами и, отчасти, рыбной ловлей». Из описания за 1882 год: «раскольники с православным живут одни в селениях, дружелюбны и приветливы. Луговой лук, кисленица и песты употребляются детьми в простом виде. Ржы ярового, выделываются по 15 пудов на душу. Сеют: овес, ячмень и отчасти гречиху». В д. Чупраки жители занимались разбойным промыслом еще в начале ХХ века. В 1915 году в приходе появились первые «иеговисты».
Престольный праздник: Казанская. Также особо чтились Сретение и Михайлов день. Причт: священник и псаломщик. За всю историю служило несколько священников. Первый: о. Николай Христолюбов, после него о. Виктор Лучинин, с 1906 года по 1907 год о. Василий Агафонников, с 1911 года по 1935 год – о. Алексий Емельянов, отошел ко Господу в 1947 году в д. Красный Ключ, погребен на приходском кладбище с. Мелянда. Его сын Николай погиб в Первую Мировую Войну. Последний – о. Иоанн. 19 марта 1930 года в церкви задержаны монахини Феодосия Лазарева и Евдокия Медвежникова – приговорены к трём годам лагерей. Последняя просфирница Михеева Варвара Филиповна после закрытия церкви служила в селе Рождественском, Уржумского райна, где в 1947 году была арестована и осуждена на десять лет лишения свобды.
В двадцатые годы возникло «Меляндинское религиозное общество» со своим «уставом» В 1927 году меляниндские крестьяне написали прошение в УИК с просьбой оставить их храм «в неприкосновенности». Приход был староцерковным. Церковные ценности были изъяты в марте 1922 года. В 1930 году в церкви опечатан архивный материал., но оставлен при ней.
Церковь была закрыта в апреле 1939 года, когда церковный совет был оштрафован на 500 р. за «нарушение противопожарных правил» – за то что на 15 дней из-за плохой погоды опоздали с покраской крыши церкви и с изготовлением деревянного чана для воды. В ответ на жалобу верующих председатель комиссии по вопросам культов при Облисполкоме велел снизить штраф до 100 р. и при этом указал – «в случаях, когда религиозная община отказывается от ремонта, ставится вопрос о расторжении договора на пользование зданием церкви». Еще одним поводомстала «крайняя нужда» Меляндинской школы в помещениях. В протоколе заседания пленума Меляндинского совета 27 марта 1939 года было записано: «в нынешних 1938-1939 годах вместо двух пятых классов был скомплектован лишь 1 класс, остальных желающих учиться в Vклассе, оставили вне очереди. А к новому учебному году потребуются вновь помещения под 2 параллельных класса». На основании этого и липовых протоколов собраний колхозников 2 апреля 1939 года облисполком вынес постановление о закрытии церкви в с. Мелянде.
За 1948 год о церкви сообщалось: «часть здания временно используется под госхлеб, переоборудование под какие-либо цели невозможно. Здание каменное, но на 50 % разрушено, построено в 1903 году, требует больших капитальных затрат. Сторожка есть, ограды, крестов, колоколов и колокольни нет». Храм лишился верхних ярусов колокольни. Мужики, сбрасывавшие колокола, все погибли на фронте.
Первоначально, в здании был клуб, но после необъяснимого случая, напугавшего всех там разместили «глубинку», в годы войны была школа. В сороковые годы в д. Красный Ключ действовал молельный дом.
В здании церкви до сих пор размещается мастерская колхоза. В конце 1980-х годов хозяйство перекрыло крышу церкви, остановив тем самым ее разрушение.
В сентябре 1992 года здание было осмотрено сотрудниками областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, которые сделали заключение, что оставшаяся часть находится в удовлетворительном состоянии, но для прекращения разрушения необходимо «выселить» сельскохозяйственную технику.
В 1990-е годы в селе проводились редкие богослужения. В престольный праздник 21 июля 1998 года на купол храма был возвращен крест, отслужена праздничная служба, но впоследствии все вновь пришло в упадок.