Церковь Казанской иконы Божией Матери в Карауле

Церковь расположена в левобережной возвышенной части села на его центральной улице. Силуэт церкви хорошо дополняет живописный ландшафт поймы реки Косы. Наиболее старая часть храма возведена в конце XVIII века по проекту Ф. М. Рослякова. Храмозданная грамота на построение вместо ветхой деревянной церкви капитальной постройки из кирпича получена 1 июня 1790 года. Первым 23 октября 1800 года был освящен южный придел теплого храма, получивший наименование в честь Николая Чудотворца. Главный престол во имя иконы Казанской Богородицы освятили 17 октября 1808 года. В последнюю очередь 16 сентября 1837 года был освящен северный придел теплого храма, который стал называться именем Филиппа митрополита Московского. Кирпичные стены были частично оштукатурены, а в основном обмазаны известковым раствором и побелены. В настоящее время отделка фасадов сильно выветрилась. Объемные формы церкви в основном сохранились, но внутреннее убранство и отдельные детали интерьера были полностью утрачены.
Вытянутая по оси восток-запад объемная композиция храма включает собственно церковь с перестроенной в конце XIX — начале XX веков и развитой в западном направлении трапезной и колокольню, соединенную с нею крытым коридором. Переходные от барокко к классицизму формы здания собственно церкви характерны для сельских храмов вятской провинции рубежа XVIII -XIX веков. Своеобразно по лапидарности построения сочетается с храмом колокольня, стилистика форм которой отражает переходные мотивы от позднего классицизма к эклектике. Умело стилизованные трапезная и переход-тамбур органично вошли в контекст объединенного комплекса церкви и колокольни, оживив протяженные фасады двухколонными портиками боковых порталов. Похожие портики украшали прежде и фасады четверика, что вносило равновесие в композицию церковного экстерьера. Двусветный четверик, над карнизом которого с каждой стороны возвышаются широкие лучковые полуглавия, завершен овальной кровлей с диагональными лотками. Над кровлей поставлены два последовательно уменьшающихся четверичка со срезанными углами, нижний из которых является световым. Верхний увенчан миниатюрной главкой с перехватом. С востока к четверику примыкает овальная, растянутая в поперечнике алтарная апсида, в плане имеющая исключительно редкую подковообразную форму. С западной стороны находится прямоугольная со срезанными и заовален-ными углами трапезная, перекрытая двускатной крышей с утраченным западным вальмом. Уклон участка, на котором была построена западная часть трапезной, позволил устроить ее в двух уровнях, распространив цокольный этаж и на переход. Четырехъярусная колокольня первоначально была поставлена с относом от церкви строго на ее продольной оси. Верхние ярусы колокольни в плане квадратные, со срезанными углами. Прямоугольный нижний ярус имеет сквозиую арку для прохода к храму и восьмискатную кровлю по четырем фронтонам. Объединяет основание и ярусы звона промежуточный идеально квадратный в плане ярус, прорезанный широкими циркульными арками. Завершает колокольню шпиль на восьмигранном световом постаменте.
Лаконичность плоскостного рельефа боковых фасадов четверика в три оси оживлена прямоугольными междуоконными филенками с овальной нижней частью, повторяющей радиус перемычек, и двухступенчатыми замками на этих перемычках. В основаниях карнизов четверика, алтаря и полуглавий, обегая их по периметру, выведен ряд мелких сухариков-дентикул. Проемы помещены в полосы-кассеты, протянувшиеся вертикально от цоколя до карниза. Подобный вид членений использован при разбивке фасадов алтаря, трапезной и перехода. Суховатый, но четкий рисунок членений фасадов колокольни отличается выверенным сочетанием вертикальных линий и правильных циркульных арок. Пилястры, контурные лопатки, гладкая окантовка арок и круглых элементов, прямоугольные картины диагональных стен, антаблементы с простым профилем — вот, пожалуй, и весь набор декоративной обработки стен колокольни. Мягкие формы завершения — низко посаженная сводчатая кровля с волнообразными скруглениями люкарн в основании, изящно прорисованный шпиль с постаментом — хорошо гармонируют с венчающими частями храма.
Внутренний объем церкви традиционно имеет четкое планировочное зонирование на летнюю и зимнюю части. Квадратное помещение молельного зала четверика перекрыто высоким сводом с узкими диагональными лотками. Вверху свод разомкнут основанием светового восьмерика, а широкие осевые лотки прорезаны круглыми проемами люкарн. Над помещением апсиды, в которое ведут три алтарных проема — конха неправильной формы, на уровне пяты которой выложены надоконные распалубки. В углах выдолблены ниши хозяйственного назначения. Бесстолпное пространство трапезной, соединенное с храмом через арочный коридор растесанным проемом, перекрыто сомкнутым сводом в четыре лотка, которые опираются на три стены. С востока, где выгорожены овальные помещения приделов, широкий лоток главного свода совмещается с кон-хами алтарных экседр и цилиндрическим перекрытием коридора, опираясь, как и они, на пяты разделяющих стен. Планировочное решение западной части трапезной предусмотрено с учетом размещений по бокам двух палаток, притвора посередине, а по сторонам от него — камор с лестничными переходами на чердак и в помещение цокольного этажа. Нижний этаж образовался в результате последней реконструкции храма, когда западная часть трапезной была полностью перестроена и значительно развита в направлении колокольни. Уклон рельефа в этом месте был компенсирован значительным поднятием цоколя и использован для устройства дополнительного этажа. Здесь разместились подсобные и хозяйственные помещения, калориферные печи для отопления храма. Двустолпное пространство цокольного этажа с подпорной стенкой перед старой частью здания перекрыто пересекающимися, наполовину рухнувшими в настоящее время цилиндрическими сводами. Помещения в западной части имеют цилиндрические своды с узкими лотками в срезанных углах. С нижнего уровня в подклет ведут симметричные дверные проемы под восточной частью перехода. Кроме трапезной, подклет был распространен под переход и боковые крыльца. Продолговатые казематы имелись и под палатками колокольни. Главный вход в храм был устроен через арку и лестничные марши основания колокольни. Восьмигранная промежуточная площадка перекрыта сомкнутым сводом. Над переходом плоское перекрытие по балкам.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?