Одним из центральных объектов Бийского архиерейского подворья, определяющих неповторимый самобытный образ места, в девяностые годы ХIХ века стала Казанская архиерейская церковь, одна из старейших ныне сохранившихся и действующих в Бийске. Стоящая на пригорке краснокирпичная с синими куполами Казанская церковь являлась главным храмом архиерейского подворья и Алтайской духовной миссии. Ей предшествовала деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1886 году вместе с архиерейским домом.
Как только завершились основные работы по восстановлению уничтоженного пожаром архиерейского дома, было начато возведение новой, отдельно стоящей и вместительной домовой кирпичной Казанской церкви. 16 марта 1888 года епископ Бийский Макарий Невский письменно обратился к Преосвященнейшему Исаакию, епископу Томскому и Семипалатинскому, с прошением «благоволительно учинить начальственное распоряжение об утверждении плана и фасада, и даровать разрешение на постройку проектируемой церкви». Вскоре разрешение было получено.
Строился храм на благотворительные средства и суммы, собранные крестьянами Алтайского горнозаводского округа в память Императора Александра II, освободителя крестьян от горнозаводской крепостной зависимости. Значительную лепту в постройку храма внес бийский купец А.Ф. Морозов. Сумма в 1 000 рублей на постройку храма поступила согласно завещанию от наследников почившего бийского купца Н.П. Фирсова.
8 ноября 1892 г. Преосвященнейшим Владимиром Синьковским, епископом Бийским, состоялось освящение построенной церкви. Торжественное событие было приурочено к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской духовной миссии.
Своеобразная нарядная кирпичная колокольня с крыльцом была пристроена к церкви несколько позже – очевидно, в 1903 году на средства старосты храма по чертежам, утвержденным Строительным отделом Томского губернского управления. С 1899 года на протяжении двух десятилетий обязанности церковного старосты исполнял бийский 2-й гильдии купец В.М. Рыбаков. Старая, отдельно стоявшая обветшавшая звонница после постройки новой была снесена.
В основании церкви был заложен внушительных размеров цокольный этаж, расположенный ниже уровня земли. Сложной архитектуры, с колоннами и сводчатыми перекрытиями высотой до 3–4-х метров нижний этаж, возможно, создавался для организации в будущем крипты, храма-усыпальницы бийских архиереев. В день освящения Казанской церкви он использовался для проведения народной беседы, посвященной памяти архимандрита Макария Глухарева.
Интерьер храма, по воспоминаниям старожилов района Казанки, украшал резной позолоченный иконостас, очевидно, изготовленный в Бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенкова. На устройство иконостаса 2 200 рублей тогда пожертвовал потомственный почетный гражданин бийский 1-й гильдии купец А.В. Соколов, за что удостоился архипастырской благодарности.
Утварью храм был хорошо обеспечен. В 1890 году, во время постройки церкви, по ходатайству московского протоиерея Иоанна Рождественского и с разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия, некоторые московские церкви и монастыри пожертвовали богослужебные облачения и предметы церковной утвари для устраиваемой ризницы.
Причту, по указу Святейшего Синода от 5 апреля 1905 года, полагалось два священника, диакон и два псаломщика. Старшими священниками являлись помощники начальника Алтайской духовной миссии иерей Алексий Соколов и протоиерей Петр Бенедиктов, сменивший один другого. Обязанности диакона с 1904 года исполнял сын священника, выпускник Бийского миссионерского катехизаторского училища, служащий канцелярии начальника Алтайской миссии Е.М. Ячменев. Исполняющими должности псаломщиков были в основном выпускники Бийского миссионерского катехизаторского училища Викентий Бельский, Яков Бастрыгин и другие.
Послужные списки священно- и церковнослужителей, других лиц, подведомственных церкви, за 1915 год дают подробную информацию о церковном причте. Тогда он состоял из старшего священника протоиерея Петра Бенедиктова, сверхштатного священника Алексия Соколова, приходившегося сыном епископу Бийскому Иннокентию, диакона Трофима Черных, псаломщиков Димитрия Кривых, Федора Печенина и Сергия Троицкого.
В ведении храма находились две каменные часовни – Никольская, расположенная на Ярмарочной площади, и Иверская, стоящая на Базарной площади. В церкви часто совершались архиерейские богослужения, на которые собиралось огромное количество народа. В 1920 году священниками храма по документам значились Петр Сподатейко и Варфоломей Шуклин.
В 20-е годы ХХ века церковь попала в ведение обновленческой организации «Живая церковь». Так, 11 и 12 марта 1926 года в Казанском храме прошел съезд обновленческого православного духовенства и мирян Бийской обновленческой епархии. В это же время церковь в некоторых документах именуется Казанским собором. В апреле 1926 года послушание настоятеля храма исполнял священник Сергий Сребрянский. Вторым священником и секретарем прихода был Андрей Осташенко. Петр Уткин являлся диаконом, а Семен Королев – церковным старостой. Но вскоре приход снова вышел из обновленчества. По состоянию на апрель 1926 года настоятелем уже значился протоиерей Сергий Стахиев, который ко дню Святой Пасхи «за достойное прохождение пастырского служения» заместителем Патриаршего местоблюстителя Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Нижегородским, был награжден «золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями».
В 1930 году храм закрывается для богослужений. На заседании президиума Бийского окружного исполнительного комитета Сибирского края, проходившего 10 августа 1930 года, согласно составленному протоколу О закрытии Казанской архиерейской церкви», было сказано:
«Ввиду фактического отсутствия членов общины, отказа церковного совета от дальнейшего пользования церковью, отказа от оплаты налогов и страхвзносов, считать договор с группой расторгнутым. Ввиду отсутствия после 2-х недельного объявления новых групп верующих, желающих взять на себя управление культимуществом, – помещение церкви передать в распоряжение горсовета под клуб. Просить СКИК санкционировать данное постановление».
За алтарем церкви к моменту ее закрытия находился довольно большой некрополь. По воспоминаниям старожила района Казанки В.Ф. Соболевой, некрополь насчитывал около сотни могил. Исследование доступных метрических книг из собрания Государственного архива Алтайского края позволили выявить имена 73-х погребенных на церковном кладбище. Так, метрическая книга за второе полугодие 1918 года свидетельствует, что тогда здесь нашли последнее пристанище старший священник храма, помощник начальника миссии, 57-летний протоиерей Петр Бенедиктов, а также потомственная почетная гражданка А.Д. Платонова, 48 лет. Закрытие храма повлекло за собой и уничтожение некрополя. Его сравняли с землей, а кресты и надгробные памятники, очевидно, уничтожили.
Удивительно то, что в 2011 году в Музей истории Алтайской духовной миссии из пункта приема металла была передана чудом уцелевшая надгробная чугунная плита с потерянной могилы насельника бийского архиерейского дома иеромонаха Павла, в миру Иоанна Григорьевича Тамаркина. Нашедший у Казанской церкви свой последний приют, он отошел ко Господу 14 февраля 1911 года, в возрасте 79 лет.
В течение последующих шестидесяти советских лет здание церкви использовали совсем в иных целях: как конюшню, солдатский клуб, спортивный зал, овощехранилище, склад горюче-смазочных материалов, солдатский тир при военном городке. В эти годы было разобрано правое крыльцо храма, а к южному фасаду пристроено одноэтажное кирпичное здание с душевыми кабинами для солдат. Со стороны парадного западного фасада, в нескольких метрах от храма, был устроен открытый бассейн воинской части для проведения соревнований и сдачи служащими нормативов по плаванию.
При активном участии главы Администрации г. Бийска Г.В. Горбунова, в 1990 году Казанская церковь из военного ведомства была возвращена верующим. Начались ремонтно-реставрационные работы. По рисункам О.И. Тятовой был создан изящный пятиярусный золоченый иконостас. Изготовлением двух малых клиросных иконостасов занимались резчики И. Бочаров и А. Тихонов. Новые иконы были написаны художником-иконописцем В.А. Чепровым. Храм также украсили и сохранившиеся старинные образа ХVIII века – начала ХХ века, переданные жителями г. Бийска. К большому сожалению, реставраторам тогда не удалось сохранить первоначальную настенную роспись и декоративную лепнину сводов.
Вторичное освящение возрожденного храма малым иерейским чином состоялось 6 июня 1994 года. По ошибке церковь освятили во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Первым настоятелем был назначен иерей Сергий Балахнин. Вскоре, в декабре 1994 года, его сменил иерей Валерий Замятин. 8 ноября 2013 года епископ Сергий Иванников, Барнаульский и Алтайский, совершил чин вторичного освящения церкви, вернув ей первоначальное историческое название – в честь Казанской иконы Божией Матери.
Среди особо чтимых святынь Казанской церкви в настоящее время: точная копия чудотворной афонской иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона с текстом: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе, в скиту святого Пророка Илии, при архимандрите Гаврииле с братиею. 1893 год»; икона святителя Димитрия, митрополита Ростовского, конца ХIХ века, с частицей его святых мощей, выполненная в технике хромолитографии; икона преподобного Александра Свирского с частицей его святых мощей, написанная в начале 2000-х годов бийским художником Сергеем Александровичем Морозовым; икона «Апостолы Алтая», написанная в 2007 году пономарем храма, тогда студентом отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 22», Ярославом Стародубцевым; икона святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, с частицей его мощей и частицей древа его гроба, написанная во Владимирской области, на родине святителя, потомственным иконописцем из рода Панкрышевых в 2011–2012 годах. Передана 26 февраля 2012 года в дар г. Бийску приходом Казанского храма г. Котельники Московской области; икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей; икона священномученика Сильвестра Омского с частицей мощей; икона св. Спиридона Тримифунтского с частицей его башмачка. Дар бийчанки И.П. Ковалевой; ковчег с мощами 18 святых: Иоанна Предтечи, первомученика и архидиакона Стефана, великомученика Георгия Победоносца, великомученицы Варвары; святителей Лаврентия Туровского, Димитрия Ростовского, Иннокентия Херсонского; преподобных Гавриила Афонского, Поликарпа Печерского, Никона Сухова, Варлаама Печерского, Николы Святоши, Алипия иконописея, Онуфрия исповедника, Кукшы Одесского, Амфилохия Почаевского, Саввы Стромского, Афанасия затворника. Переданы церкви архиепископом Ровенским Варфоломеем Ващуком в 2012 году.
Казанская церковь имеет славную вековую историю. Она, как и тысячи православных храмов России, вновь восстановлена и в настоящее время играет важную роль в духовно-нравственной жизни православного Бийска и Бийской епархии.