16 июля 1912 года в день празднования 300 летия освобождения Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в 1612 году в Харькове был освящён последний из построенных в дореволюционное время храмов — храм Казанской иконы Божьей Матери на Лысой горе. Храм молодой и отдалённый от центральных харьковских улиц, тем не менее, с самого начала имел примечательную судьбу.
Строительством храма для жителей одной из молодых окраин города озаботился видный харьковский купец Константин Петрович Уткин. Как человек, с давних пор являвшийся благоустроителем кафедрального Успенского собора, затем — председателем комитета по строительству нового Благовещенского храма, Уткин с опытом взялся за дело, вложив в него, притом, немало собственных средств. Величественный храм в русско-византийском стиле спроектировал бессменный харьковский епархиальный архитектор Владимир Христианович Немкин, а строительством руководил его коллега, архитектор Владимир Николаевич Покровский. Интересно, что для строительства храма была приглашена группа строителей, только двумя годами ранее выстроивших новый храм для мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни Нижегородской губернии.
Ни Немкину, ни Уткину, как ни прискорбно, не суждено было увидеть результатов своей работы: ещё в начале строительства, в 1908 году, после долгой болезни, ушёл из жизни архитектор храма, а за год до окончания работ скончался и сам Уткин. Тем не менее, этому самому молодому из дореволюционных харьковских храмов, на время лихолетий была уготована счастливая судьба: Казанский храм — единственный в Харькове и один из немногих в Харьковской епархии, где с 1912 года и до наших дней не прекращались Богослужения, а престольная икона Богородицы никогда не покидала стен храма.
За месяц до освящения храма в газете Южный Край появилась такая заметка: «Занимая чудное местоположение на высокой горе, с крутым спуском на восток, он производит чарующее впечатление и со стороны полотна железной дороги и города, резко вычерчиваясь на горизонте величиной и законченностью стиля. Проект храма принадлежит покойному епархиальному архитектору Немкину, он же строил и Николаевский храм, а самая постройка его и доставление средств покойному кафедральному старосте К.П. Уткину. Закончить храм, а также отделать его внутри пришлось приемной дочери Е.К. Уткиной, ныне состоящей председателем строительного комитета. Храм уже совершенно отделан, установлен иконостас работы В.И. Гетмана и иконы хорошаго письма Троице-Сергиевой Лавры. Приобретена также из Москвы и церковная утварь. В непродолжительном времени предстоит освящение новаго Казанскаго храма на Лысой горе. Роспись храма внутри по техническим соображениям отложена на будущее время».