Церковь Казанской иконы Божией Матери на Белой горе

Деревня в прошлом была рабочей слободой, которая возникла в середине XVIII века при начале разработок бело-розового Тивдийского мрамора в двух километрах от старинного одноименного карельского села Тивдия. Тивдийский мрамор имел богатую цветовую гамму, от почти белого до темно-вишневого и сразу стал широко использоваться в отделке строящихся дворцов и храмов Петербурга. К середине XIX века в Белой Горе стояла только одна деревянная церковь, перестроенная из часовни. В связи с большими государственными заказами на добычу мрамора Тивдию и Белую Гору периодически посещали высокопоставленные чиновники. Так в 1853 году сюда приехал Министр уделов граф Л. А. Перовский. «При личном обозрении мраморных ломок, Его Сиятельство нашел, что старая белогорская деревянная церковь недостаточна для такого числа прихожан, и вследствие ходатайства графа Льва Алексеевича последовало Высочайшее соизволение на сооружение в Белой Горе нового каменного храма. План и фасад составлен действительным статским советником Тоном. Новопостроенный храм освящен в 1856 году. Величественная простота этого древняго стиля и гармония всех частей отличают его между другими храмами, построенными в последнее время в Олонецкой губернии».
Следует отметить, что в монографии Т. А. Славиной «Константин Тон» в приведенном перечне архитектурных проектов мастера за 1853 года значится проект церкви при Тивдийской мраморной ломке Олонецкой губернии. Таким образом ― это единственный памятник в Карелии, созданный по индивидуальному проекту К. Тона. Казанская церковь представляет собой небольшой бесстолпный храм с колокольней над западным входом. Фасады решены лаконично, декоративных деталей не много, но они выразительны и подчеркивают в архитектурном объеме самое главное. Они очень характерны для Тона и выдают руку этого мастера: сдвоенные под одной аркой верхние окна над южным и северным входами, пилястры по углам главных объёмов, декоративное решение барабана под главой, аркатурный пояс и разработка профилей карнизов и цоколя. Стены храма выполнены из кирпича и оштукатурены. Использовался даже лекальный кирпич. Церковь имеет два кирпичных свода: купольный на парусах и полуцилиндрический над западной частью храма. На колокольню вела лестница, которая выходила на небольшой балкон для хора. У храма было три входа: западный вход ― главный и боковые ― северный и южный. По рассказам старожилов деревни, все три входа имели ступени из местного мрамора, которые теперь отсутствуют. Также и подоконники были сделаны из полированных мраморных плит. Сильно выступающие части карнизов были выполнены из шунгитовых плит, привезенных с нигозерского месторождения у Кондопоги. На данный момент оба свода в храме имеют протечки, так как кровля практически отсутствует. Балки перекрытия полов сохранились частично. Сохранилась только одна кованная решетка на окне. Верхняя часть колокольни снаружи обшита доской в советское время. Известно, что: «на сооружение храма было отпущено из кабинета Его Величества 3423 руб. 70,5 коп., оттуда же присланы иконостас и церковная утварь на 1450 руб. Иконостас и Царские врата резные, золотые; святые иконы писаны на холсте. Церковная утварь серебряная, позолоченная». В советское время Казанскую церковь переделали под кинозал, но уже в 1970-е годы она становится бесхозной и начинает разрушаться.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?