Новый 2018 год мы начнем с цикла публикаций о совершенно удивительном и уникальном храме, расположенном недалеко от Москвы в бывшем родовом гнезде графов Чернышевых — селе Ярополец. Речь пойдет о неповторимой по своей архитектуре церкви Казанской иконы Божьей Матери, возведенной в 1798 году.
Строительство храма было начато в 1780 году по велению генерал-фельдмаршала графа Захария Григорьевича Чернышева напротив усадебных ворот, однако после его смерти в 1784 году руководство строительством церкви перешло в руки его вдовы — Анны Родионовны.
Абсолютно нетипичная для православной храмовой архитектуры планировка Казанской церкви продиктована прежде всего изначальным желанием Чернышева поместить в стенах храма фамильную усыпальницу. Два симметричных объема храма, перекрытые массивными полигональными куполами с главками на световых четвериках, соединены единым притвором, в котором располагались хоры. В апсиде левого объема располагалась алтарная часть храма, в апсиде правого — фамильный склеп с прахом графа Чернышева, вход в который закрывает массивное каменное надгробие работы швейцарского скульптора Александра Триппеля.
Отдельно стоящая четырехъярусная колокольня выстроена с южной стороны храма, что так же является нетипичным решением для православной храмовой архитектуры. Примечательно, что дошедшая до наших дней русско-византийская колокольня, совершенно стилистически не связанная с архитектурой храмового объема, — это третья колокольня, возводимая близ Казанской церкви. Но об это более подробно чуть позже.
Казанский храм выстроен в строгих формах раннего классицизма. Фасады украшены портиками и лепниной ионического ордера. При этом храмовый объем не имеет ничего общего с вертикально ориентированными объемами православных храмов классического архитектуры.
#Храмы@utrachennoe #Усадебные_храмы@utrachennoe #Ярополец@utrachennoe #Московская_область@utrachennoe