«Поликур», в переводе с греческого на наш язык, значит «староселье» или «много поселений». В Ялте – это возвышающийся над морем холм, где издавна жили рыбаки. Плавно спускаясь к морю, холм образовывал клювовидный мыс, который татарское население величало «Келисе-бурун», что значит «церковный», а греки и вслед за ними русские – мысом Св. Иоанна, видимо, по названию церкви, некогда располагавшейся здесь и описанной в свидетельствах многочисленных разноплеменных путешественников.
Первый толчок развитию Ялты дал деятельный и мудрый генерал-губернатор Новороссийского края граф Михаил Семенович Воронцов. Он понимал, какую огромную выгоду может иметь государство от освоения живописных и благодатных крымских просторов, и, прежде всего, его внимание было приковано к Южному берегу. Ялта не осталась в стороне от всепроницающего губернаторского ока. Если в начале века эта деревушка насчитывала 13 избушек, то к 1835 году она представляла собой селение, в котором имелись здания из двух и более этажей. Здесь были мол, пристань, набережная, почта, таможня, полицейский участок, рынок, банковская контора. А также различные магазины, лавки, ремесленные мастерские. Одного недоставало Ялте для того, чтобы стать настоящим цивилизованным центром. Нужна была соборная церковь.
Место для нее было выбрано довольно удачно. Первый архитектор Южного берега англичанин Филипп Федорович Эльсон, начавший строительство храма, избрал место на Поликуровском холме на высоте сорока пяти метров над уровнем моря, и таким образом сам холм и храм на нем стали определяющим ориентиром для дальнейшей градостроительной планировки. До начала XX века все улицы центральной части Ялты прокладывались таким образом, что храм венчал собою восходящую перспективу каждой из них. С южной стороны он издали приковывал к себе взор мореплавателей, приближающихся к нашим берегам, и потому вскоре был включен в международные лоции Черного моря. Однако, представленные на утверждение чертежи будущего храма показались Воронцову не вполне удачны, и он поручает одесскому архитектору Г.И. Торичелли «начертать планы и фасады церкви, ибо представленные ранее — негодны». Торичелли сделал проект двух подобных храмов. Один из них оставлен за Ялтой, другой – скромнее, построен в малороссийском имении Воронцова Мошнах.
16 сентября 1837 года архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Гавриилом Розановым был совершен чин торжественного освящения собора во имя Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, «вселенского учителя и столпа церкви» IV века, изумительного христианского проповедника и богослова. На следующий день, 17 сентября 1837 года, в Ялту прибыл император Всероссийский Николай I с супругой и детьми. Его приезд не был своего рода инспекторской проверкой с целью выявления целевых расходов из правительственных средств. Он соблаговолил навестить графа Воронцова в его Алупкинском имении, и по пути заглянуть в Ялту. Государь повелел возвести Ялту в достоинство города, указал план для строений и улиц, и повелел увеличить место для гавани. Провозглашение совершалось в таможенном доме. Император Николай Павлович, с бокалом в руках, провозгласил Ялту уездным городом и выпил за ее процветание.
Меньше полувека красовался собор на возвышении Поликуровского холма, украшая собой архитектурную застройку города. Неподалеку от него возник городской погост, позднее ставший мемориальным некрополем Ялты, ныне совсем разгромленный, где находились могилы выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.
По сведениям краеведа В.П. Кургузова: «В 1878 году в связи с ростом населения в Массандровских и Воронцовских слободах было принято решение о полной перестройке храма. Проектирование и руководство строительством были поручены К.И. Эшлиману. Храм был разобран и построен по новому плану. Помещение стало прямоугольным, и это увеличило вместимость почти вдвое – 750 человек. По проекту архитектора Н.П. Краснова луковичные купола разобрали и возвели один шатровый на восьмигранном барабане с восемью арочными световыми окнами в византийском стиле. Все здание после перестройки также приобрело черты типичной византийской архитектуры. Внутри были сделаны росписи и установлен новый иконостас. В 1883 году на средства городского головы статского советника, барона Андрея Львовича Ниль-Врангеля фон Гюбенталя, лютеранина по вероисповеданию, в соборе был устроен придел во имя его небесного покровителя Св. апостола Андрея Первозванного. Придел был освящен 16 октября 1883 года архиепископом Таврическим и Симферопольским Гермогеном».
Николай Петрович Краснов, человек уникальнейший, гениальный архитектор, обладатель безупречного вкуса, безукоризненный мастер художественных деталей, щепетильный и тщательный в исполнении своих шедевров, умеющий создавать целые ансамбли зданий, поющих ему славу до наших дней, будучи ялтинским городским архитектором, широко привлекался к церковному строительству. Кроме перестройки куполов и расширения храма, он спроектировал и построил часовню у здания морского вокзала, освященную в 1896 году, в ознаменование бракосочетания последней императорской четы, на том самом месте, где в 1837 году Николай I провозгласил Ялту городом. Также его таланту и трудам принадлежало здание церковно-приходской школы неподалеку от храма, построенное в 1898 году по инициативе ялтинского благочинного и настоятеля нашего храма, протоиерея Александра Терновского. Оба здания строились одновременно и успешно, благодаря известности архитектора и щедрым пожертвованиям богатой ялтинской прихожанки купчихи Юлии Ивановны Базановой. Новая школа носила имя Великой княжны Ольги Николаевны, старшей дочери Николая II.
Ярким и незабываемым было служение в храме протоиерея Иоанна Сергиева, знаменитого св. праведного Иоанна Кронштадтского, которое состоялось, по свидетельству барона Николая Тизенгаузена, 10 октября 1894 года.
В 1902 году в Ялте освятили большой двухпрестольный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. Он стал называться Новым, а наш превратился в Старый собор. Что нашло свое отражение в картах-планах города начала XX века.
В советское время святая церковь была осквернена, из нее сделали продуктовый склад: стояли бочки с хамсой и другие продукты. В Ялте до войны проживали немецкие колонисты, которых выселили в 24 часа после объявления войны. Когда пришли немцы в 1941 году, они заняли квартиры выселенных, а их имущество свезли в собор с намерением вернуть его владельцам. В 1942 году склад в церкви был разграблен и подожжен. Всю ночь полыхал пожар. Утром мы увидели, что от красивого собора остались обгорелые стены и головешки. Немцы искали виновных, но так и не нашли. Сторож скрылся. После войны развалины собора разобрали для строительства корпусов военного санатория.
В 1994 году Виталий Николаевич Шевченко, взявший на себя все заботы по восстановлению храма, известен ялтинской общественности как первый генеральный директор международного детского центра «Артек», избранный путем конкурса на альтернативной основе. До этого курировал промышленность целого района в Узбекистане, и, невзирая на свое номенклатурное прошлое, остался простым русским человеком. Он не просто возглавил стройку, добывая средства и материалы. Он сделал землеотвод, составлял рекламные листовки, исправлял должность прораба, читая рабочие чертежи, и собственными руками мешал бетон, вязал металлокаркасы, строил кирпичную кладку. И все это безукоризненно грамотно, тщательно качественно, с великой любовью и молитвой к Богу. Со временем удалось собрать бригаду православных строителей, которые за мизерную плату трудились здесь с одной мечтой: поскорее построить церковь. Хочется запечатлеть их имена:
Анатолий Лыков, Александр Пупыкин, Алексей Кириченко, Олег Иванов, Александр Трифонов, Александр Ковлагин, Арно Спартаков, Вячеслав Барабанов, Александр Пужлаков, Евгений Худзинский. В разное время внесли они частицу своего труда в святое дело строительства храма. Организацией и приготовлением обедов занималась супруга Виталия Николаевича – Лариса Никифоровна. Бессменным сторожем храма был тогда Петр Кириллович Волков. Две пенсионерки, Софья Алексеевна Золотарева и Леонила Николаевна Брудная, занимались тем, что, обходя санатории и различные организации, выпрашивали, в буквальном смысле слова, пожертвования на строительство храма.
26 ноября 1998 года, в престольный праздник, архиепископ Лазарь совершил освящение храма и божественную литургию. 22 декабря 1999 года были освящены и подняты над храмом святые кресты.