Как для гостей Парижа главный символ города — Эйфелева башня, так для гостей Режа – Нагорный храм. Расположенный на самой вершине скалистой части Орловой горы, над рекой Реж, храм Иоанна Предтечи представляет самое большое в Реже количество живописных картин. В архитектуре часто используется прием, когда какое-то красивое здание замыкает перспективу улицы, создавая интересный вид. К примеру, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге торжественно замыкает перспективу Невского проспекта. В Реже с постройкой Нагорного храма был создан свой оригинальный, а может даже уникальный пример такого ансамбля: перспективу главной улицы поселка замыкал береговой скальный массив, на вершине которого отстроили храм. Где такое ещё встретишь? На Среднем Урале прямых аналогий точно нет, неизвестны подобные примеры и в других городах России.
Первый Генеральный план Режа был составлен в 1830 году, в этом же году была построена первая, ещё деревянная, Иоанно-Предтеченская церковь. Планы готовили архитекторы горного ведомства, для которых это время было веком самых выдающихся свершений. Градообразующими для Режа стали пруд и плотина, параллельно которым формировалась сетка поселковых улиц. Река Реж за плотиной делает резкий поворот, становясь параллельной плотине, на её противоположном берегу, раскрывшись к поселку возвышалась скала, на вершине которой возвели кладбищенский храм. Простая, но гениальная идея – направить на этот храм главную улицу поселка.
Еще интересный момент: Большая, ныне Ленина, улица была не просто главная, она была въездная: загородная Никольская дорога переходила в главную поселковую магистраль, а храм как бы встречал приезжих. Гениально!
Храм Иоанна Предтечи создавал необыкновенную зрительную связь между светским и духовным, между миром земным и небесным. Двигаясь по улице, Вы как бы устремляетесь к миру небесному, но чем зрительно он ближе, тем со всё большей очевидностью раскрывается его недосягаемость.
Первую Нагорную церковь поставили по инициативе приказчика Я. Козлова, который, как мы помним, стал литературным героем в исторической повести «Зарницы». Средства на постройку храма выделил хозяин завода Алексей Яковлев, имя которого не раз упоминается в письмах А.С. Пушкина, сын Яковлева был приятелем поэта.
Первый храм был довольно скромный: небольшой, деревянный, довольно тесный, внутри просто оштукатуренный, без росписи. Служители жаловались, что крыша храма протекает, а штукатурка отваливается. Самого первого режевского священника звали Антиох Пономарев. Он прослужил в Иоанно-Предтеченском храме более 20 лет и зарекомендовал себя человеком скромным, усердным и богобоязненным.
В 1897 году из-за ветхости деревянная Иоанно-Предтеченская церковь на Орловой горе была разобрана. На её месте в 1902 году в русско-византийском стиле построили новый, каменный храм, который благодаря красивой архитектуре и удачному сочетанию с природой, по мнению современников, приобрел славу одного из красивейших на Среднем Урале. Также современники отмечали великолепные функциональные достоинства храма.
Авторами проекта церкви стали епархиальный архитектор Сергей Сергеевич Козлов и академик архитектуры Юлий Осипович Дютель, которые до того не раз работали в содружестве, как при постройке культовых сооружений, так и гражданских, к примеру, дома золотопромышленника Тупикова, ныне Дом актера на центральной площади Екатеринбурга. При проектировании храма был использован «образцовый» проект великого К.А. Тона, так что частичка вдохновения создателя храма Христа Спасителя в Москве отпечаталась и в облике Режа.
Деньги на строительство храма собирали всем обществом, инициатором сбора средств выступил именитый режевской купец Николай Иванович Замятин, который по преданию внес самую значительную часть суммы. Большую помощь в деле строительства оказал заводоуправитель П.Е. Яргин и управляющий горным округом А.И. Фадеев.
Сегодня это единственный православный храм, сохранившийся в Реже с дореволюционных времён. Несмотря на давление части общественности и властей, несмотря на высокие налоги, храм Иоанна Предтечи продолжал действовать в 1930-е годы, когда почти все уральские церкви были закрыты. Отстоять церковь удалось благодаря сплоченной общине, сильным и по-настоящему верующим людям. Имена этих людей в большинстве своём нам сегодня неизвестны, но эти люди достойны, чтобы за веру и преданность своим идеалам мы, сегодня живущие, преклонили перед ними головы.
Лишь после ареста батюшки Н.А. Архангельского в 1941 году храм фактически оказался закрыт. В это время из более, чем 1150 храмов и часовен, действовавших на Среднем Урале в прежние годы, открытыми оставались лишь 18 церквей и 2 молитвенных дома. Долгое время церковное имущество хранилось в подвале редакции режевской газеты «Большевик», пока его не залило водой. В течение десятилетий храм был пристанищем птиц и сомнительных компаний.
Лишь с начала 1990-х годов началось восстановление Иоанно-Предтеченской церкви, вновь ставшей одной из главных святынь города, его символом и памятью о временах столетней давности. В церкви много старинных икон, собранных со всего Режевского района. На некоторых образах можно увидеть настоящие раны: эти иконы прежде использовались даже для хозяйственных нужд. К примеру, на одной из икон сохранились следы раскаленной сковороды, другую использовали в качестве части рыбацкого плотика.