Казанско-Предтеченский храм — одна из главных достопримечательностей Катав-Ивановска, церковь с богатой историей и уникальной архитектурой. Храм находится в центре города, по соседству с особняком Белосельских-Белозерских, в котором расположен Катав-Ивановский краеведческий музей.
Основатели Катав-Ивановска промышленники Иван Твердышев и Иван Мясников поставили в поселке при железоделательном заводе первую деревянную церковь. Храм был освящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. Вот и получилось, что имена основателей закрепились не только в названии города, но и в имени главной церкви Катав-Ивановска.
В 1824 году на месте деревянной церкви был построен большой каменный двухэтажный храм необычной для православных храмов архитектуры. Средства на постройку новой церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний летний храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний — в честь Иоанна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским. Величественная церковь сразу стала украшением небольшого поселка.
В 1929 году храм закрыли и устроили в нем рабочий клуб. За годы советской власти облик здания был изменен кардинально. После клуба здесь размещались кинотеатр и краеведческий музей.
В 1990 году здание храма вернули верующим, а музей переехал в особняк Белосельских-Белозерских. До 1990 года верующие Катав-Ивановска молились в старообрядческом деревянном храме Казанской иконы Божией Матери, который до наших дней не дошел.
В 1999 году Казанско-Богородицкая церковь в Катав-Ивановске признана объектом культурного наследия.
В 2014 году во время ремонтных работ на потолке верхнего храма была обнаружена фреска дореволюционных времен. Точное время ее написания неизвестно, вполне возможно, что она является ровесницей храма. Фреска представляет собой икону Новозаветной Троицы: Отец, Сын и Святой дух в окружении ангелов. Икона, обнаруженная под слоем штукатурки, сохранилась почти полностью. Примечательно, что ценная находка пришлась на год 190-летнего юбилея храма.
Архитектурное решение Казанско-Богородицкой церкви для южноуральских храмов уникально, для русских православных церквей в целом — явление довольно редкое. Не так часто строились в России двухэтажные храмы с двумя колокольнями и элементами, присущими католическим храмам.
Храм базиликальный, т.е. состоит из нечетного числа трех нефов, различающихся по высоте. Южный и северный фасады имеют одинаковые ложные портики, увенчанные треугольными фронтонами. Первоначально западный фасад имел открытый портик, галерею, опирающуюся на колонны, увенчанный треугольным фронтоном, завершением портика. Южный и северный фасады также имеют портики, но ложные. Они тоже завершаются треугольными фронтонами.
Храм не имел традиционного главного купола, по одному куполу имела каждая колокольня и одна маленькая главка возвышалась над апсидой. Апсида выполнена в виде ротонды и украшена круглыми колоннами. Две одинаковые колокольни симметрично располагались с двух сторон от западного портика. Единым ансамблем с храмом смотрелись каменные ворота, расположенные напротив входа в церковь.
Впечатляют первоначальные размеры храма: ширина – 27,38 метра, высота – 38,6 метра. Известно, что храм соединялся подземными ходами с домом настоятеля и особняком Белосельских-Белозерских, где жил управляющий завода.
Имя автора проекта до сих пор остается загадкой. В облике катав-ивановского храма можно проследить сходство с католическим костелом. Польские ученые и архитекторы усмотрели в архитектуре храма параллели со зданием кафедрального собора в Люблине. Любопытно, что у этих двух храмов перекликаются и названия: польский храм освящен в честь Иоанна Крестителя и Евангелиста Иоанна. Есть версия, что автором проекта храма в Катав-Ивановске мог быть кто-то из польских архитекторов.
В советские годы здание неоднократно меняло свой облик. Колокольни сносились в несколько этапов. До начала 1960-х годов, когда здание было основательно перестроено, можно было увидеть их нижний ярус. В результате нескольких перестроек здание лишилось не только колоколен, но и многих других элементов. В 1929 году изящный западный портик был закрыт, венчавший его фронтон снесен. Сегодня западный фасад вновь имеет галерею, но уже высотой в один этаж, а не в два, как раньше. Несколько раз вносились изменения в проемы окон на западном фасаде. До начала 1960-х годов здание имело два дополнительных входа, устроенных на месте бывших оконных проемов первого этажа. А вот крайние окна второго этажа сейчас заложены. Исчезли и многие другие архитектурные детали здания.
Сегодня фасад храма сильно изношен, краска облуплена. Прихожане надеются вернуть церкви изначальный облик. Поскольку восстановление разрушенных колоколен требует много времени и средств, в храме соорудили временную звонницу. Она располагается у входа в храм. В звоннице два больших колокола и пять малых.