26 марта 1907 года Харьковская Духовная Консистория получила от епархиального архитектора В.Н. Покровского проект и смету на постройку новой каменной церкви в селе Гнилица.
«Прилагаемый проект каменного храма составлен с расчетом на вместимость 600–650 человек. При составлении проекта имелось в виду сделать храм по возможности прочным и безопасным в пожарном отношении, поэтому дерево допущено только для крыш, все же потолки, полы и своды положено сделать из несгораемых и негниющих материалов. Фундаменты предположены из камня на известковом растворе, причем цемент будет играть роль изоляции для защиты стен церкви от сырости, снаружи для защиты от разрушения цоколь предположено обложить камнем. Все стены из кирпича на известковом растворе.
Полы терракотовых плиток, как материала наиболее прочного и долговечного, и наиболее удобного для содержания полов церкви в чистоте. Все переплеты в окнах: как внутренние, так и наружные, предположены железные. Внутри церкви при всех окнах будут устроены желобки и трубочки для собирания воды, которая скапливается на стеклах, в особые ведерки. Крыши будут покрыты 12-фунтовым железом. Над притвором под колокольней устраиваются достаточно обширные хоры вместимостью до 50 человек.
Церковь имеет три входа для молящихся и один отдельный в алтарь через пономарку. При хорах во втором этаже будет особая кладовка для хранения церковных принадлежностей. В остальных отношениях церковь не представляет ничего особенного и ясна по чертежам. Архитектор В. Покровский».
19 июня 1908 года проект был утвержден Духовной Консисторией и было дано разрешение на строительство новой церкви. 12 июля 1908 года проект был рассмотрен и утвержден Строительным отделением Губернского правления. 2 августа 1909 года было освящено место на закладку каменного храма в честь и память Рождества Иоанна Предтечи в селе Гнилица священником Л. Булгановым. Им же был отправлен рапорт в Строительное отделение Губернского правления о том, что строительство каменной церкви в селе Гнилица началось 2 августа 1909 года, и производство работ закончилось устройством стен до первых окон.
В декабре 1912 года сельское общество по церковным делам подает прошение его Высокопреосвященству Арсению, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому:
«В настоящее время в селении 1-ой Гнилице строится новая каменная церковь во имя Иоанна Крестителя, которая снаружи хоть и считается оконченной, но внутри еще имеется много недостатков на большую сумму. Так как для дальнейшего усовершенствования нашей церкви у нас недостает капитала, то мы решили ходатайствовать о просительной книге для пожертвований на устройство церкви».
В апреле 1913 года В.Н. Покровский осмотрел церковь и написал в Строительное отделение удостоверение: «Настоящее удостоверение выдано в том, что мною осмотрены все работы по постройке новой каменной церкви в селе Верхняя Гнилица Волчанского уезда, причем найдено, что церковь выстроена согласно утвержденным Епархиальным начальством планом и сметой, правильно и прочно, а потому к освящению церкви и к открытию ее для Богослужений с технической стороны препятствий не встречаю. Архитектор В. Покровский».
К лету 1913 года церковь была уже построена. 23 июня 1913 года она была освящена Высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Харьковским и Ахтырским.
Надо отметить, что по этому же проекту была построена церковь в городе Белополье Сумского уезда, которая существует и действует ныне. Строительство Архангело-Михайловской церкви в городе Белополье было начатов 1908 году. Часть средств на строительство церкви в Гнилице 1 была выделена местным помещиком И.И. Кирьяном. Здание церкви выложено из красного кирпича местного производства, сохранившего на лицевой стороне поверхности личное клеймо владельца завода и строителя храма И.И. Кирьяна.
Проект Иоанно-Предтеченской церкви, найденный в фондах ГАХО, дает полное представление о первоначальном облике церкви. Объемно-пространственная композиция церкви складывалась из колокольни в 2,5 яруса, квадратной в плане трапезной, квадратной в плане центральной части с одной главой, прямоугольного в плане алтаря, ризницы и пономарни.
Церковь имела 4 входа. Главный вход, северный и южный ходы были украшены порталами и предназначались для верующих. Восточный вход вел в ризницу и был служебным. Первый ярус колокольни имел портал главного входа и опирался на две бочкообразные колонны, украшенные подзором и крестом на коньке. Главный вход имел двустворчатые двери, оббитые металлом. Слева и справа от главного входа стены украшены рельефными крестами в неовизантийском стиле. Северный и южный фасады первого яруса колокольни украшены прямоугольными в плане окнами с декоративными наличниками.
Звонница представляет собой восьмерик на четверизе. На восьмигранном основании установлены 8 бочкообразных колонн. На колонны опирается массивная аркатура. Завершает композицию звонницы ребристый купол с декоративной луковичной главкой, на которой возвышается крест на шаре. С востока к колокольне примыкает небольшая трапезная. Ее северный и южный фасад имеют по три окна с декоративными наличниками. Кроме того, они украшены широкими фризами. Венчает трапезную двускатная крыша с металлическим покрытием. На ее коньке установлена ажурная декоративная решетка.
Центральная цасть представляет собой квадратный в плане двусветный объем. Причем верхняя его половина, как и звонница, имеет восьмигранную форму. Северный и южный фасады центральной части идентичны. Они имеют по одному входу, которые украшены также, как и центральный вход. Слева и справа от северного и южного входов находились по два спаренных окна с общим наличником. Завершает центральную часть массивный ребристый купол с округлыми слуховыми окошками, восьмигранный световой барабан с четырьмя маленькими полуциркульными окошками и декоративной луковичной главкой. К восточной стене центральной части примыкает прямоугольная алтарная часть, ризница и пономарня. Они украшены луковичными оконными проемами с декоративными наличниками, с декоративными ¾ колонками на углах и широким фризом.
Алтарь, ризница и пономарня покрыты трехскатными крышами с металлической кровлей. Над коньком алтаря возвышается декоративная луковичная главка и ажурная металлическая решетка. По периметру срез кровли всего здания украшает ажурный подзор.
Бочкообразные колонны, порталы, напоминающие теремные крыльца, характерный орнамент фриза, луковичные главки, подзоры, выполненные под дерево наличники на окнах, позволяют утверждать, что здание церкви выполнено в неорусском стиле. Однако, следует отметить, что в его облике присутствуют отдельные элементы неовизантийского стиля, спаренные окна, рельефные кресты на стенах колокольни, декоративные колонки на углах. В то же время окна имеют шестиугольную со скосами форму, подчерпнутую из арсенала украинского народного зодчества. Такие окна в начале XX века стали своеобразным синонимом, отличительным признаком зданий, которые отражали попытки выработки украинского национального стиля.
Таким образом, храм в Гнилице являет новую ступень в развитии типологии православных церквей начала XX века, в которой аккумулированы попытки сочетания форм русского зодчества XVII века и форм украинской национальной архитектуры.
В настоящее время здание церкви сильно пострадало. Утрачены колокольня и купол. Так как церковь долгие годы использовалась как склад, полностью нарушен интерьер церкви. В интерьере сохранились оконные и дверные проемы отделенные от плоскости стены профилированными наличниками. Здание церкви находится в удручающем состоянии и нуждается в реставрации.